Длинные нарды. Классические правила. Бывает ли в нардах ничья


Ничья в нардах бывает ли?

Настольные игры в наши дни стали еще более интересны, поскольку молодое поколение все больше пользуется электроникой для игровых целей, и те же шахматы или шашки для них – своего рода экзотика. То же самое можно сказать и про нарды.

Игра, пришедшая к нам с Востока, имеет массу разновидностей, являющихся уже модификациями общеизвестных форматов. Если же говорить глобально, то нарды могут быть «длинными» или «короткими». По большому счету, это одна и та же игра, но с разной начальной позицией фишек и разной траекторией их движения. В коротких они сразу стоят на доске, а вот в длинных их еще нужно завести на доску из-за ее пределов.

В нарды можно играть в домашних условиях, чтобы, как говорят, «досуг скрасить», а можно потренироваться и принять участие в настоящем чемпионате, где будет шанс помериться силами с опытными и мастеровитыми профессионалами из мира нард.

Но какой бы ни была вариация, какой бы статус ни имела игра – часть турнира или же «междусобойчик», ничьи между игроками не предполагается ни при каких условиях. Победу одерживает только тот участник дуэли, кто первым выведет шашки своего цвета за пределы игрового поля. Правилами игры предусмотрено множество тонкостей, «помеченных звездочкой», которые помогут решить те или иные спорные ситуации и избежать мирного итога противостояния.

Например, запрещается «выбивать» чужие шашки или вставать в дом, если там стоит хотя бы одна фишка соперника. Игра, вроде, на первый взгляд и простая, но все эти нюансы превращают ее в тонкое противостояние стратегов, которые каждый свой ход должны продумать, дабы прийти к желанной победе.

Где еще не бывает ничьи в спорте.

gto-normativy.ru

Длинные нарды. Классические правила. | selosovetov.ru

Длинные нарды - правила игры

Устройство доски для игры в нарды, шашки и кости

В длинные нарды, согласно правил игры, играют на доске, состоящей из 24 пунктов (лунок). Доска условно разделена на две равные части специальным бортом (бар), с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне.

Рис 1. Первоначальная расстановка шашек в настольной игре длинные нарды

По правилам игры в длинные нарды, у каждого из игроков имеются по 15 шашек одного цвета. Первоначально все белые шашки расставляются в лунке под №1 (см. рис.1), а белые шашки в лунке 13. Лунки 1 и 13 называются соответственно – голова черных и голова белых. Цель игры в длинные нарды – раньше соперника привести все шашки в свой дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. Домом для черных являются пункты с номерами от 19 до 24 (см. рис.1), для белых домом являются лунки с номерами от 7 до 12.

Начало игры длинные нарды

Игру длинные нарды начинают с последовательного выбрасывания костей. Кубики или кости кидают таким образом, чтобы они оба упали в одной половине игровой доски и устойчиво легли на грань. Если кубики разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или хотя бы один встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

Право первого хода в длинных нардах разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, игрок, выбросивший большее количество очков, и будет ходить первым. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

В начале игры идет захват выгодных позиций. С головы, за ход, можно снять только одну шашку (за исключением первого хода 3:3, 4:4 и 6:6). Для захвата выгодных обеспечивающих себе будущие ходы позиций лучше использовать каждый ход. В случае выпадания во время первого хода комбинаций 3:3, 4:4 и 6:6 с головы снимать нужно две шашки, т.к. одной весь ход сделать не получится - будет мешать голова противника.

Цель игры в длинные нарды

В игре длинные нарды игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток.

 

Движение шашек в настольной игре длинные нарды

В настольной игре длинные нарды игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую - на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.

Первый бросок в настольной игре длинные нарды предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три. В данной ситуации, в настольной игре длинные нарды, сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.

В настольной игре длинные нарды нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку. Если на обоих кубиках выпадает одинаковое количество очков (дубль, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 кости и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.

В настольной игре длинные нарды на одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя. Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой. В настольной игре длинные нарды не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Встречается вариант правил: Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника зашла в дом.

Рис 2. В длинных нардах не считается ошибкой ход "пробегом", т.к. он делается во время хода игрока и не создает помех своему оппоненту

В настольной игре длинные нарды если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на кубиках (шашки "не идут"), то выпавшие очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть". В длинных нардах если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух кубиках. Например, камень "четыре-три".

Выбрасывание шашек в настольной игре длинные нарды

Рис 3. Черным выпало 4:2. Они выбрасывают две шашки

В настольной игре длинные нарды термин выбрасывать шашки - означает делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски. Условно, советы выбросу шашек можно разбить на 3 части: захват позиций в четвертой четверти, правильный ввод шашек в зону выброса и собственно выброс шашек. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на кубиках. Например, если выпало 6:3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля. В настольной игре длинные нарды в процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на костях выпало 6:5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет - со второго и т.д.

Результаты в настольной игре длинные нарды

Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Если один игрок выбросил все свои шашки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои шашки. Партия в длинные нарды заканчивается.

Построение и взлом "заборов"

"Забор" - это выстроенные подряд шашки одного из игроков. Если Вам удалось построить забор из 6 и более фишек, то это уже глухой забор потому, что перепрыгнуть его невозможно.

Дефицит ходов

В любой из моментов игры нам доступно разное количество ходов на каждую из 6 цифр кубика. Бывают моменты когда при дубле 6:6, нам доступно, допустим всего два хода а не четыре (например, во время первого хода), и происходит потеря ходов. Эффективное использование "дефицита ходов" своих и соперника - одно из самых трудных в длинных нардах и, является признаком высочайшего мастерства.

selosovetov.ru

Нарды правила дубль

Правила игры в нарды

Существует множество разновидностей игры в нарды . отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями.

Как играть в нарды

Общими для всех вариантов являются следующие правила:

Игроки ходят по очереди.

Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.

Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков.

Скачать игру на компьютер

Играть с реальными людьми (бесплатно)

Играть с живым человеком (на деньги)

В случае одинакового количества очков бросок повторяется.

Перед каждым ходом игрок бросает две кости (зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара.

Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.

За один ход делается от одного до четырех передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей.

Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обоих костях выпадает одинаковое число очков (дубль), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).

В каждом варианте правил есть некоторые запрещенные перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешенных перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход.

Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от нее, даже если данный ход ему невыгоден.

Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей.

Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.

Выброс шашек в нардах

Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.

Начальное расположение шашек определяется правилами.

Суть игры заключается в том, чтобы, бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.

Победитель получает за выигрыш одно очко. Если к моменту, когда победитель выставил за борт все шашки, проигравший еще не успел выставить ни одной (такая ситуация называется марс) победитель получает два очка.

Существует множество разновидностей нард, самые популярные из которых: короткие нарды и длинные нарды .

Интересное видео по теме

game-onlaine.ru

Нарды

Где придумали нарды?

Нарды являются одной из древнейших настольных игр в мире, но точной даты и истории возникновения игры отсутствуют. Есть предание, в которой гласит что игра была создано в Египте. Игра во многом отличалась от современной версии, но были и схожие черты по которым и установили прародителя классических нард.

Какие навыки развивают нарды?

Настольная игра является стратегической настольной игрой и хорошо развивает устный счет и стратегическое мышление. Игра во многом зависит от случая (то есть от выпадения чисел на кубиках).

Самый дорогой набор нард в мире

Джеффри Паркер создал на заказ самые дорогие в мире нарды. Общая стоимость нард составило 390 000$. При разработке игры применялось желтое и белое золото, бриллианты, алмазы.

Увековечены

Нарды популярная и любимая игра многих, из-за этого вы можете заметить эту игру в памятниках установленных в Ереване и во Владикавказе.

Где то-то я уже видел…

Данную настольную игру вы могли заметить во многих фильмах и сериалах. И она не теряет своей актуальности на сегодняшний день. Вы могли увидеть нарды в Джейм Бонд 007: Осьминожка, сериал Универ, Сваты, Жандармы в Сан-Тропе и многие другие фильмы.

Часто задаваемые вопросы о нардах

Чем отличаются длинные нарды от коротких?

Цель игры в длинных и коротких нардах одна — провести свои шашки через доску и вывести их. Отличая их заключаются в правилах игры, первоначальном расположении и направление шашек.

Первоначальное расположение длинных и коротких нард

Первоначальное расположение длинных нардПервоначальное расположение коротких нард

Бывает ли ничья в нардах?

Ничьих в нардах не бывает. Победителем становится, тот кто первым выбросил свои шашки за доску.

Что такое марс в длинных нардах?

Марс — расположение шашек в конце игры, когда игрок не успел довести в свой дом шашки, в то время как другой игрок выбросил все шашки за доску. Обычно при такой ситуации очки удваиваются.

Что такое домашний марс в длинных нардах?

Домашний марс — это ситуация, в которой игрок завел все свои шашки в дом, но не смог вывести ни одной, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.

Что такое кокс в длинных нардах?

Кокс — данный термин появился относительно недавно. Это редкая ситуация в игре, при которой игрок не успел убрать свои шашки из начального расположения, в то время как другой игрок вывел все свои шашки за доску.

Сколько должно быть шашек в нардах?

Количество шашек (фишек) в длинных и коротких нардах одинаковое. Всего — 30 шашек (15 белых и 15 черных фишек).

Можно ли в нардах перекрывать 6 лунок подряд?

Можно закрывать 6 лунок подряд, если ваш оппонент зашел домой (то есть прошел через закрываемые вами лунки). Если же шашка не проходила и не зашла домой, то запрещается закрывать подряд более 5 лунок.

Кто делает первый ход в нардах?

Как и в шахматах, обычно белые всегда ходят первыми. Но вы можете кинуть жребий, у кого больше выпадет на кубике.

Проходят ли чемпионаты по нардам?

Да, проводятся чемпионаты по спортивным нардам в трех направлениях: короткие нарды, длинные нарды, длинные нарды с кубом удвоения.

Что делать если выпал дубль в нардах?

Это значит что вы ходите четыре раза. Например если выпало 6:6, то ходите четыре раза по 6, если выпало 3:3, то ходите четыре раза по три и т.д.

Что делать если выпал дубль при первом ходе игры в длинных нардах?

Вы играете все также четыре раза по выпавшему числу на кубике. Исключением является 6:6. Так как при начальной расстановке в длинных нардах лунка будет закрыта вашим оппонентом. В этом случае вы имеете браво взять две шашки и сходить на «6».

Какие бывают разновидности нард

Классическим вариантом являются длинные нарды, но есть много вариантов игры, которые немного отличаются от стандартных правил.

Больше интересного

 

add-hobby.ru

Нарды длинные и короткие: самые часто задаваемые вопросы

Что такое нарды?

Это интеллектуальная игра, относящаяся к случайно-стратегическим типам настольных развлечений. За случайность здесь отвечают зары, ведь невозможно предугадать, какая комбинация цифр на них выпадет. Бывают случаи, когда один бросок костей может решить исход поединка, а иногда лишь правильно сделанный ход сможет помочь игроку выйти победителем из сражения. Это развлечение - смесь везения и мастерства.

Выпавшая комбинация на зарах вводит игрока в положение, из которого нужно найти выход с помощью тактически верного хода. Поклонники игры наслаждаются процессом, красотой ходов, возможностью применить мыслительные способности, а потом уже получают удовольствие от результата сражения. Несмотря на прямую зависимость исхода поединка от выпавшей комбинации на зарах, геймер сам принимает решение, какой ход ему сделать. Развлечение требует от игрока постоянного повышения уровня мастерства, развивая при этом различные качества и полезные навыки у человека.

Что общего и чем отличаются короткие нарды от длинных?

Разновидностей игры много, и у каждой есть свои поклонники. Но стоит отметить, что самыми распространенными вариантами нардов все же остаются короткие и длинные. Давайте проанализируем, что общего и в чем существенные отличия этих двух вариантов игры?

Общие черты:

  • Игровые поля и вероятность выпадения очков на зарах для обеих разновидностей одинаковы. Поэтому, чтобы попасть в определенную ячейку, необходимо стать не ближе всего к ней, а на четко определенное расстояние (как правило, шесть ячеек от нужной лунки).
  • Стратегия выброса камней и "улучшений" в процессе выброса.
  • В обоих вариантах невозможно сыграть больше, чем выпало на кубиках, то есть так называемый "ресурс" невозможно увеличить. Но можно снизить "ресурс" противника, а это и есть основа стратегии развлечения.

Отличия:

  • Первое и самое ярко выраженное отличие - это расстановка камней на игровом поле.
  • Правила игры в длинные нарды запрещают ставить свою фишку в ту ячейку, которая уже занята оппонентом, то есть сбитые шашки в партии отсутствуют. В короткой разновидности ситуация противоположная.
  • В длинном варианте существует возможность "запирания", например, игрок может заблокировать фишку противника, построив перед ней блок из 6 своих камней.
  • В длинном варианте ресурс противника можно снизить, заставляя его пропускать ходы, а в коротком - с помощью боя.
  • Парность, а также четность и нечетность шашек - важная составляющая тактики в коротких нардах, в длинных же этот фактор уходит на второй план.
  • Тактические приемы двух разновидностей не имеют ничего общего.

Казалось бы, отличия несущественные, но для настоящего любителя одного из вариантов разница между этими видами колоссальная. Все же стоит отметить, что короткий подвид более популярен и распространен в мире, лучше организован и его теория проработана доскональнее.

Как расставить камни?

Рассматриваемая настольная игра богата множеством тактических приемов и всевозможных стратегий. Тот, кто хочет освоить развлечение, должен для начала познакомиться с составляющими игрового поля и стартовой расстановкой на нем. Рассмотрим стартовое расположение фишек для коротких нард.

Игровое поле состоит из 24-ех треугольников, называемых пунктами. Эти пункты делятся на 4 группы, по 6 в каждой. Первая и вторая группа - это дом и двор одного участника, а третья и четвертая - дом и двор второго участника. Дома и дворы оппонентов расположены друг напротив друга. Ячейки пронумерованы от 1 до 24-ех.

Для игры соперникам понадобятся так называемые камни, каждый из участников использует в поединке 15 штук разного цвета (обычно белые и коричневые).

А теперь перейдем к начальной расстановке фишек. После того, как противники расставят свои камни на игровом поле, у них должен выйти зеркальный вариант расстановки друг друга. Два камня отправляются в самую дальнюю от дома игрока лунку с номером 24. Пять фишек располагаются в ячейке под номером 13, которая находится на той же стороне, что и двадцать четвертая. Три фишки ставим в лунку с номером 8. Это вторая лунка слева от центра игрового поля на стороне дома участника. И последние пять шашек отправляются в шестой треугольник, который расположен в доме игрока. С помощью этих камней игрок сможет построить препятствие для противника, мешающее его выбитым фишкам вернуться на поле боя.

Что касается длинных нардов, то здесь стартовое расположение намного проще. Все пятнадцать фишек игрок выстраивает в одну линию в ячейке номер двадцать четыре.

У каждого участника поединка своя нумерация треугольников, поэтому камни пересекаться не должны.

Бывает ли в поединке ничья?

Нарды - это настольная забава, которая пришла к нам с Востока. Ученые предполагают, что люди играют в нее уже более 5000 лет. И, тем не менее, она до сих пор не утратила своей популярности. С развитием современных технологий нарды перекочевали на просторы интернета.

В нарды можно играть дома - с друзьями и знакомыми, можно сразиться с компьютерным симулятором, а благодаря всемирной сети можно участвовать в турнире или чемпионате - попробовать свои силы с профессиональными игроками или любителями со всего мира.

Но где бы вы ни играли, с кем бы вы ни играли, ничья не предусмотрена ни при каких условиях. Победа достанется тому, кто первым выведет свои фигуры за пределы поля. Правилами предусмотрено много тонкостей, позволяющих избежать завершения поединка вничью.

Рекомендуем вам играть в нарды бесплатно именно на нашем сайте.

luckforfree.com

Правила игры в длинные нарды: Длинные Нарды

ТерминологияШашки — игровые единицы, которыми делается ход. У каждого игрока по 15 шашек.Пункты — специальные места для шашек, имеющие вид треугольников. Пункты пронумерованы от 1 до 24.Голова — исходная позиция шашек игрока вначале игры.Дом — последняя четверть игрового поля (с 19 по 24 пункты).Зары — игровые кости, кубики.Ход — передвижение фишек согласно выпавшим на зарах очкам. За один ход игрок может совершить от 1 до 4 движений шашек, либо пропустить ход.

Общие положенияИгра в нарды проводится между двумя соперниками, каждый из которых имеет по 15 шашек на одном пункте на левой стороне доски («голова»). Перемещение шашек происходит против часовой стрелки. Целью игры является прохождение всеми шашками полного круга и выбрасывание их раньше, чем это сделает соперник.

Рис.1. Доска для игры в длинные нарды

Право первого ходаКаждый игрок делает бросок одной зарой. У кого выпало больше очков, тот ходит первым. При выпадении дубля бросок повторяют. Если после одной партии сразу начинают вторую, первым ходит победитель. Движение шашекВ нардах игрок делает бросок двумя зарами. После броска одна шашка перемещается на число пунктов, соответствующее очкам на одной заре, а вторая (или та же самая) - на число пунктов, соответствующее очкам на второй заре. Согласно какой из зар передвигать шашку первой - не имеет значения.

Рис.2. Выпало «два» и «шесть». Первый вариант хода: снять одну шашку с «головы» и передвинуть ее на 2 пункта. Другую шашку передвинуть на 6 пунктов. Второй вариант хода: одну из шашек передвинуть сразу на 8 пунктов.

C головы можно взять только одну шашку. Исключением является ситуация в начале игры (например, комбинации зар: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три), когда шашка попадает на занятые соперником пункты. В этом случае ходят двумя шашками.

Если на обеих зарах выпало одинаковое число очков (дубль), игрок получает возможность сделать не два, а четыре хода на число пунктов, соответствующее очкам на одной из зар.

Если игрок не может передвинуть свои шашки на число пунктов, соответствующее очкам на выпавших зарах (шашки попадают на занятые соперником пункты), он пропускает ход. И наоборот, если ход возможен, игрок обязан его сделать, даже если этот ход ему невыгоден.

Если очки, выпавшие на одной из зар, использовать невозможно, они теряются. В этом случае игрок делает ход только одной шашкой. Если же доступны оба варианта хода (согласно очкам на одной заре или на двух зарах), игрок обязан сделать ход, использующий очки двух зар (Рис.3).

Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход согласно заре с большим количеством очков (Рис.4).

Рис.3. Выпало «два» и «три». Необходимо использовать очки, выпавшие на обеих зарах. Рис.4. Выпало «два» и «три». Можно передвинуть только одну шашку либо на два, либо на три пункта. По правилам выбираем большее значение очков, шашка передвигается на три пункта.

Если шесть шашек расположены перед одной шашкой соперника, она считается запертой. Таким образом, тактической задачей каждого игрока является расположение своих шашек на максимальном количестве пунктов, чтобы ограничить движение шашек соперника.

Выбрасывание шашек«Выбрасывать шашки» - означает делать ходы, после которых шашка оказывается за пределами доски. Выбрасывать шашки можно только тогда, когда все шашки игрока находятся в доме.

Выбрасывать шашки можно только с пунктов, соответствующих выпавшим очкам на зарах. (Рис.5). Разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если на полях высшего разряда шашек нет.

Рис.5. Все белые шашки пришли в дом. Теперь игрок может их «выбрасывать». Выпало «четыре» и «шесть». Выбрасываем одну шашку с четвертого пункта и одну шашку с шестого пункта. Результат игры Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои шашки первым, второй считается проигравшим, даже если следующим броском тоже может выбросить все свои шашки. Варианты завершения игрыОин — положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел снять хотя бы одну свою шашку с доски.

Марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент успел снять все свои шашки с доски.

Домашний марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел завести в свой дом все свои шашки, но не успел снять ни одну шашку с доски.

Кокс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел вывести одну или несколько шашек из своей начальной (стартовой) четверти.

nardy7.blogspot.com

Нарды. Правила игры

Нарды - очень древняя и захватывающая игра. Одним из основных и распространенных вариантов являются длинные нарды. Они признаны международным сообществом, как спортивная дисциплина, и уже несколько лет проводятся официальные турниры.

Не многие могут похвастаться даже не столько хорошей игрой в нарды, сколько просто умением играть, знанием отдельных правил. Вот основные условия, освоив которые,  можно уже вполне грамотно играть в длинные нарды и впоследствии достигнуть достойного уровня.

Цель игры в этот вид нард  - пройти всеми шашками (против часовой стрелки) полный круг, зайти в дом (последняя для движения четверть доски) и выбросить их раньше противника.

Она рассчитана на двоих игроков. Происходит турнир на специальной доске, которая разделена на левую и правую части, где расположено по 15 шашек, причем у каждого игрока - разного цвета. Право на первый ход определяется выкидыванием одной зары (игрального кубика), набравший больше начинает первым. Если количество очков равно, то бросают зары еще раз.

В игре "длинные нарды" правила позволяют объявить недействительным бросок зар противником, сказав во время броска слово «кестум». При броске необходимо, чтобы обе зары упали и устойчиво легли на одну грань в одной половине доски. Если это не случилось, то бросок повторяют. Выпавшее количество очков определяет на сколько «пипсов» игрок может передвинуть шашки. Не разрешено делать ход двумя шашками на число, приходящееся на один кубик.  При выпадении на обоих зарах одинакового количества очков (дубль, гош, паш, куш), они удваиваются.

На одном поле разрешается ставить неограниченное количество шашек, но нельзя ставить на клетку противника. Можно запереть проход шашки противника, выстроив подряд шесть своих шашек. Запрещается блокировать все 15 шашек другого игрока - хоть одна чужая шашка должна пройти в дом.

Если у игрока нет ни одного варианта хода, то очки, выброшенные на зарах, пропадают и ход переходит к противнику. При возникновении такой ситуации, когда можно сделать один ход, игрок обязан выбирать больший.

Исходное положение шашек при игре в нарды правила называют «головой», поэтому начальный ход именуют «брать с головы», причем допускается снимать только по одной шашке за ход (исключение составляет первый ход, где совпадает 3:3, 4:4 и 6:6). В случае выпадения этих комбинаций при первом ходе разрешается снимать только две шашки. Когда второй игрок имеет больше вариантов выпадения зар, при каждом варианте можно снять с головы две шашки. Ему, кроме головы оппонента, будут мешать те шашки, которые он уже до этого снял: в том случае если противник в первом броске кинул 2:1, 6:2 или 5:5, то второй игрок снимает вторую шашку также при бросках 5:5, 6:2 и 4:4.

Существует множество стратегических и тактических приемов игры, но главным остается захват более выгодных позиций, в идеале загоняя противника в позицию, при которой у него на какое-то время нет ходов - «марс».

На завершающей стадии игры в нарды правила предусматривают выбрасывание шашек за пределы доски. Это можно делать лишь только в том случае, если все они пришли в дом. Можно использовать выпавшие очки на передвижение шашек внутри дома или выбрасывать с полей, соответствующих очкам на зарах. При их отсутствии на старших полях, игрок может выкидывать шашки с младших полей.

В нардах нет идеального варианта хода, зачастую приходится выбирать лучший, из нескольких доступных вариантов.

В игре нарды правила не позволяют быть ничьей. Игрок, выбросивший последние шашки из дома, считается победителем.

Появившись на Востоке, нарды стали игрой интернациональной. Существующие правила, нарды получили благодаря большому росту числа поклонников этой замечательной игры, многоязычному, в том числе украинскому - «правила гри в нарди», переводу принципов, тактики и стратегии.

fb.ru