Шахматная доска и расстановка шахматных фигур на ней. Как должны стоять шахматы на шахматной доске


Как правильно расставить шахматы на доске (фото)

Обучение игре начинается с того, как правильно расставить шахматы на доске. Естественно, что делается это каждый раз одинаково. Далее вы можете ознакомиться с их расположением. Вначале это кажется сложным занятием, но немного практики всё изменит. Поделим весь процесс на несколько этапов и расскажем правила, которые помогут быстрее его запомнить. Возможно, освоение этих простых вещей позволит вам сделать первые шаги к участию в серьезных соревнованиях.

Как расставить фигуры на доске

Вначале расскажем о доске. На ней нарисованы шестьдесят четыре квадрата, расположенные по схеме “восемь на восемь”. В отличие от шашек используются все клеточки на доске. Хоть поле игры является квадратным и на первый взгляд его стороны одинаковы, с ориентацией можно ошибиться. Есть важная вещь, обязательная для выполнения: белая клетка всегда находится в правом от игрока углу. Если пока это не кажется важным, после вы поймете её значимость.

На некоторых досках нарисованы буквы и цифры, которые расположены по краям. Это шахматная нотация, которая пригодится позже. Эти значки помогут сориентировать доску и записать ход партии. Буквы должны находиться напротив игроков, а числа – с левой и правой сторон. При таком раскладе на правом углу от вас будет располагаться белая клетка. Далее перейдем к главному и расскажем по представленному фото, как как правильно расставить шахматы на доске.

Как правильно расставить шахматы на доске фото

После расстановки пешек практически половина нужной работы будет сделана. В игре присутствует по восемь белых и восемь черных пешек. Их расставлять очень легко. Создайте из них линию во втором и седьмом ряду. Это максимально просто, так как на восемь клеток приходится восемь фигур.

Если представить себе поле боя, то пешки будут простолюдинами – бойцами, которые начинают сражаться первыми. Исключением может стать только благородный конник, который с благими намерениями перепрыгивает их без спроса.

Проверьте обозначения шахматной нотации. Пешки белого цвета всегда должны быть расположены на том ряду, где нарисована цифра 2, черного цвета – на седьмом ряду. Это позволит еще раз убедиться, что вы сделали всё как по учебнику.

После пешек переходите к ладьям. На доске присутствует четыре ладьи – по две каждого цвета. Их следует ставить по углам соответствующего цвета. Своим внешним видом они больше похожи на башни. «И как эти сооружения передвигаются?» – недоверчиво спросите вы, если всерьез задумаетесь. Ну, представим, что у хорошего короля, изымающего неплохие налоги и не выдающего дополнительной ипотеки своим гражданам, башни могут ходить.

Органично смотрелись бы в такой фигуре стены для обороны знатных особ. Ладьи становятся по углам. Их форма также имеет некоторый смысл. На башнях укреплений часто располагали метательные орудия, которые поражали подступающего врага на больших расстояниях.

Исходя из этого логично выглядит, что ладьи двигаются по довольно большому диапазону. После можно посмотреть на коней, которые обычно изображаются с лошадиной головой. Их также четыре (по два белого цвета и два черного), их необходимо располагать возле ладей.

Следующими ставят слонов. Это фигура обычно состоит из продолговатого овала с небольшим кругом сверху. Они находятся возле коней. Иногда слонов и коней путают местами. Обязательно запомните, что эти большие животные с хоботом стоят возле короля и ферзя, а кони – посередине между слоном и ладьей. Смена этих фигур местами приведет к полной смене тактики начала партии. Правильное положение фигур становится ключевым моментом получения ценного опыта и знаний от шахмат.

Если фигуры расставить правильно, то можно отметить, что слоны стоят по сторонам от короля и ферзя. Это единственно верное расположение. Пофантазировав, можно представить, что эти большие, благородные животные – ближайшие слуги короля и ферзя, которым позволено находиться рядом. А обычные рыцари и прочие защитники недостойны тяготить высоких особ своим присутствием.

После этого переходите к расстановке королей и ферзей. В это время вернитесь мыслями в тот момент, когда вы взяли доску, положив её перед собой. Нужно было поставить поле для игры так, чтобы правая угловая клетка была белой. Именно при расстановке ферзей это окажет свое влияние.

На каждом из рядов, ближайших игрокам, осталось два места. Ферзи обязательно должны стоять друг напротив друга со стороны вашей левой руки. А узнать их очень просто, это одна из самых больших фигур, имеющая небольшую корону.

Для корректной расстановки запомните несложное правило: ферзь должен занимать клетку такого же цвета, как и он сам. Если ферзь белый – он должен стоять на светлой клетке, если черный – на черной. Внимательно отнеситесь к этому занятию. Если все будет сделано так – получится два ферзя, которые расположены в одном ряду. Очень часто новички начинают свою игру таким образом, что их ферзи стоят на неправильных клетках, а это значительно меняет всю стратегию шахматной партии.

На оставшиеся клетки следует просто расставить королей. Самая важная фигура в игре, хорошо заметна из-за небольшого креста на вершине.

Ошибки при расстановке шахмат

Итак, вы смогли правильно поставить доску и расставить все фигуры. Теперь можете приступать непосредственно к самой игре. Чтобы больше не путать расстановку, отработайте её несколько раз. В последующем все действия будут для вас максимально простыми и естественными. Вам удастся правильно расположить шахматы, даже не задумываясь об этом.

Если понаблюдать за играющими в шахматы по телевизору или в фильмах, то заметите, что некоторые из них допустили ошибки при расстановке и даже не знают об этом. Такой момент был даже в культовом «17 мгновений весны». Большинство людей в мире даже не догадывается о том, как расположены фигуры на доске и что сама её установка имеет свои особенности.

Конечно, это только начало интересного знакомства с миром шахмат. Далее нужно практиковаться с друзьями. А если у вас нет таких знакомых, соперника можно найти и в интернете. Не пренебрегайте теорией, изучайте книги-самоучители и сборники задач. Можете найти интересные видеоуроки или даже нанять преподавателя, если вы всерьез намерены научиться хорошо играть.

(731)

chess-boom.online

Шахматная доска и начальная расстановка фигур

Здравствуйте друзья. В вами дядя Валера Параничев.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Шахматы – с шахматной доски. Изначальная расстановка шахматных фигур на доске должна быть правильной, иначе вся ваша игра пойдет на наперекосяк и не по правилам.

Вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

Если вам хочется поскорее приступить к игре, не спешите. Вы же шахматист, а шахматы начинаются с азов.

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

Шахматная доска

Шахматная доска должна быть расположена следующим образом:

Только так и никак иначе. Белые фигуры должны располагаться на 1 и 2 горизонталях. Черные, соответственно на 7 и 8

Пример неправильного расположения доски и фигур:

Здесь доска просто перевернута. Белые фигуры занимаю место черных и наоборот.

Возможно, вы обратили внимание, что доска похожа на систему координат. Так и задумано. Для того, чтобы каждое поле имело свой уникальный идентификационный номер.

Вы видите по горизонтали расположены 8 латинских букв (именно 8 а не 7 букв, как некоторые считают). Буквами обозначаются вертикали. Цифрами слева — вертикали.

Всего на доску 64 поля. Или клетки. Каждая клетка имеет наименование, состоящее из буквы вертикали и цифры соответствующей горизонтали. Например, «поле е5». Это поле выделено на диаграмме зеленым цветом:

Вообще про нумерацию клеток и названия фигур с их обозначениями вы можете прочитать в статье — шахматная нотация.

Начальная расстановка фигур

В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.

В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

Фигуры и ходы

По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

Король – может делать ходы на одну клеткуФерзь — на любое расстояниеЛадья – движется по вертикали и горизонталиСлон — по диагоналиКонь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. Подробнее в этой статьеПешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. Подробнее о ходах пешки в этой статье.Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

Как расставлять фигуры на доску

Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

Как играть новичку

Если вы начинающий шахматист, рекомендую начинать партию ходом е2-е4. Это самый популярный ход в мире. Этому есть объяснение.

Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

В дальнейшей игре рекомендую руководствоваться следующими принципами:

Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.

chessmatenok.ru

Расстановка шахматных фигур на доске и правила игры

Любая шахматная партия начинается с одного и того же. Игроки расставляют фигуры на доске и проводят жеребьёвку, кто каким цветом будет играть. Давайте посмотрим, как делается расстановка шахматных фигур на доске.

Поле боя

Игровое поле в шахматах представлет собой квадрат, разделённый на 64 маленьких ячейки, окрашенных в белый и черный цвет. Именно отсюда пошло выражение "в шахматном порядке". Стоит заметить, что называть цвета "белыми и черными" - это скорее дань традиции. Шахматные фигуры изготавливаются из самых разных материалов - дерева, кости, гранита, мрамора, янтаря... Поэтому правильнее будет расстановка шахматных фигур на доскеназвать стороны - светлая и тёмная.

Любительская игра обычно проходит на неразмеченном поле, а вот профессиональные партии записываются. Поэтому для фиксирования ходов игроков используется разметка, аналогичная игре в морской бой. С одной стороны шахматной доски идут цифры от 1 до 8, с другой - латинские буквы от "А" до "Н".

Расстановка шахматных фигур на доске начинается с ячейки А1. С этого угла выстраиваются ряды "белых". Черные фигуры устанавливаются точно напротив. Здесь нужно уточнить. В любительских партиях не суть важно, на какой стороне доски играть. В официальных же матчах выстраиваются точно так, как указывают правила расстановки шахматных фигур.

Рассмотрим все фигуры по отдельности.

Пешка

Простейшая и слабейшая фигура на доске, способная при этом стать любой другой, но только если дойдёт до конца доски. Пешки ходят только по прямой. Они совершают движение на одну клетку вперёд. Исключением является первый ход пешки, стоящей на своей стартовой линии, однако она не может "перепрыгнуть" фигуру, загородившую её дорогу. Бьют пешки исключительно по диагонали на одну клетку.

Расстановка пешек очень проста. Если говорить о профессиональном матче, то белые пешки выстраиваются в строку "2", а черные - в строку "7". Пешки огораживают ваши основные "войска".

Ладья

редактор расстановок шахматных фигур

Для того чтобы расстановка шахматных фигур на доске была правильной, мы начнем размещать фигуры с самого угла доски. В ячейки A1 и A8 ставятся белые ладьи. Другое название - тура, или в простонародье башня. Таким образом они являются своего рода опорами ваших войск по флангам. Ходит и бьёт ладья только по прямой и не способна перепрыгивать через другие фигуры. При правильном использовании эта фигура станет основой вашей обороны.

Конь

Пожалуй, самая универсальная фигура. В умелых руках конь вносит беспорядок в ряды противника. За счет его неожиданных ходов можно заставить соперника сделать грубую ошибку и полностью повернуть исход матча. Не зря же есть крылатое выражение "сделать ход конём". В начале партии кони располагаются на полях, следующими за ладьями. По официальным правилам, это будут ячейки B2 и G2.правила расстановки шахматных фигур

К слову, конь - это единственная фигура, способная перепрыгивать другие. То есть в самом начале партии, когда пешки еще загораживают ему дорогу, он может выйти за пределы стана. Конь ходит буквой "Г", то есть чтобы определить место, куда его можно поставить, отсчитайте в нужном направлении по прямой три клетки, а после этого одну вправо или влево.

Слон

порядок расстановки шахматных фигур

Зоопарк продолжается. На самом деле для этой фигуры существует множество названий. В различных странах его называют по разному - шут, бегун, офицер, епископ. Это единственная фигура, которая претерпевала изменения с момента создания шахмат. Изначально она ходила только на две клетки и, как конь, была способна перепрыгивать через фигуры. Сейчас слон ходит на сколько угодно клеток по диагонали, однако не прыгает, а останавливается или бьёт фигуру, до которой дойдёт. Правильная расстановка шахматных фигур предполагает, что слон стоит сразу после коня на ячейках C1 и F1.

Ферзь

Или королева. Называть можно по-разному, но эта фигура является самой ценной на доске, если не считать короля. Ходит ферзь во всех направлениях и является своего рода смесью ладьи и слона. Прыгать через фигуры он не умеет, и, как любят хитрить умеющие играть дети, подкалывая своих друзей, не умеет бить фигуры, мимо которых прошел.

Порядок расстановки шахматных фигур подразумевает, что белый ферзь ставится на клетку D1. Для детей хорошим способом запомнить это является выражение "королева любит свой цвет". Глядя на доску, можно увидеть, что белая королева ставится на белую клетку, а черная - напротив неё, на черную.

Король

Наконец, мы дошли до центральной фигуры в шахматном матче. Король - самая неповоротливая и бесполезная в плане атаки фигура. Хотя иногда и может выступать в роли "подталкивающего" фактора. Он ходит, как и ферзь, во всех направлениях, но только на одну клетку. Есть еще один способ переместить короля, но только в том случае, если он и ладья еще не перемещались и между ними нет других фигур. Рокировка осуществляется за 1 ход в 2 этапа. Сначала ладья справа/слева "доезжает" до короля, затем король перепрыгивает через неё и становится рядом. Получается два варианта:

  1. Король G2, ладья F2.
  2. Король C2, ладья D2.

Расстановка шахматных фигур на доске указывает, что белый король ставится на клетку Е1.

Вот и всё. Мы закончили расставлять белые фигуры на доске. Черные же располагаются на противоположной стороне поля зеркально.

правильная расстановка шахматных фигур

Шахматы в интернете

Если вы хотите поделиться какой-либо шахматной ситуацией или позицией, а может, хотите спросить у кого-то совета в интернете, как поступать в той или иной ловушке, то вам обязательно пригодится редактор расстановок шахматных фигур. Он поможет вам отразить существующую ситуацию на доске, создаст ссылку на картинку и позволит вставить готовую картинку на форуме.

Пожалуй, это всё, что вам стоит знать о шахматах. Играйте в своё удовольствие и помните, что это не просто настольная игра, а настоящая стратегическая баталия, проверяющая ваш ум, хладнокровие и способность не поддаваться панике в трудных ситуациях.

fb.ru

Расстановка шахмат – от пешки до короля :: SYL.ru

Шахматы - игра для интеллектуалов. Это поле боя, на котором сходятся две армии - черная и белая.

Перед сражением, как это принято по всем законам военной тактики, генералы должны выбрать боевое построение. Только вот расстановка шахмат нормирована, поэтому перед "боем" фигуры всегда стоят на одних и тех же закреплённых за ними позициях.

Но как начинающему шахматисту запомнить, что и где должно стоять?

Числа и буквы

Практически на всех шахматных досках есть числовые и буквенные значения, которые позволяют фиксировать тот или иной ход. Например, "e2-e4" значит, что пешка на клетке e2 двинулась вперёд, заняв позицию e4. Цифры и буквы будут служить вам подсказкой, ведь расстановка шахмат на доске - это усановка фигур на закреплённые за ними клетки.

Так, белый король в начале партии всегда будет стоять на e1, а чёрный ферзь обязан быть на d8.

Как правило, расстановка шахмат зеркальна. Так, каждая белая фигура имеет напротив чёрного оппонента. Белая ладья на a1 зеркальна чёрной ладье на a8, ряд светлых пешек на второй линии всегда стоит напротив ряда чёрных на седьмой.

Цветовое соглашение

Самое сложное - это когда на доске нет ни чисел, ни букв. Такое часто встречается в парках, на городских аллеях, где шахматные доски просто-напросто нарисованы на столах. В этой ситуации даже опытные игроки могут смутиться и задуматься, где стоит король, а где ферзь.

В таком случае правильная расстановка шахмат зависит от цвета клеток. Всего на доске 64 клетки - 32 чёрных и 32 белых.

Слонов, коней по два в каждой "армии", а вот король всегда один. Потому легче всего запомнить цвет той клетки, на которой стоит Его Величество.

С давних времён, когда шахматы ещё только зарождались, было заключено цветовое соглашение, по которому белый король в начале партии всегда обязан стоять на чёрной клетке, а его противник - на белой.

Кроме того, есть ещё одна уникальная фигура - ферзь. Одна из самых сильных боевых единиц в игре, она придерживается цвета "своей" армии: белая перед боем всегда на светлой клетке, а чёрная - на темной.Так и появилось небезызвестное выражение: "Ферзь знает свой цвет".

Но вот мы поставили короля и ферзя на свои места, а что делать с другими фигурами?

Закреплённые позиции

Есть очень простой способ зафиксировать в памяти позиции тех или иных фигур. В первую очередь нужно помнить, что линия непосредственно перед королём занята восемью пешками. Далее расстановка шахмат начинается с углов доски - на крайних клетках горизонтали стоят ладьи, следом за ними ставятся кони и только потом слоны. Можно начать расставлять фигуры от обратного. То есть, водрузив короля и ферзя на их законные места, нужно помнить, что справа и слева от них в качестве охраны выступают слоны, затем кони и только на внешних границах шахматной доски стоят ладьи.Как правило, расстановка шахмат со временем становится делом настолько обыденным, что вопросов относительно позиций фигур перед боем и не возникает. С практикой приходит опыт. Многие игроки могут мысленно воссоздать картинку с шахматной доской, расставить на ней фигуры и вести партию с противником с закрытыми глазами.

www.syl.ru

Как правильно расставить шахматы? Расстановка фигур на доске

Любая партия в шахматы начинается с расстановки фигур на доске. Именно поэтому я предлагаю Вам, уважаемые читатели и подписчики, узнать, как правильно расставить шахматы. Из этого материала Вы сможете узнать азы расстановки шахмат, как это сделать, не ошибившись, и от каких мелочей стоит отталкиваться при расстановке.

Содержание (Скрыть)

Столько уже сказано мной, но я до сих пор не поприветствовал Вас. Здравствуйте, друзья. И давайте не будем медлить, а перейдем сразу к делу.

Начну с того, что даже шахматную доску незнающие люди могут положить неправильно. На шахматной доске есть горизонтали (цифры) и вертикали (латинские буквы). Так вот, цифры должны быть справа и слева от Вас (сбоку от шахматной доски – полей-клеток), а буквы перед Вами, то есть снизу доски – это первая мелочь. Естественно, такие же буквы будут лежать перед Вашим соперником.

Загрузка ... Загрузка ...

Поздравляю тех, кто только что научился подготавливать поле к «бою». Тем более поздравляю тех, кто это умел делать ранее. Ну, а мы двигаемся дальше.

С чего начать?

Помните, я в начале статьи говорил о мелочах, на которые стоит опираться? Вторая мелочь – это белый квадратик (поле) на первой горизонтали по правую руку от Вас. К слову, если Вы положили доску правильно, о чем я говорил выше, то найти первый правый белый квадрат Вам не составит труда. Зачем это нужно? Дело в том, что именно с него (справа налево) происходит расстановка фигур на доске.

Кстати, Ваш соперник тоже будет начинать ставить свои «войска» справа от себя и слева от Вас.

С указанного белого квадрата начинается расстановка второго ряда фигур: я бы сказал ключевых фигур. Но так поступают если не все, то подавляющее большинство, а я люблю выделяться. Поэтому предпочитаю сразу не трогать сильные фигуры, а начинать с пешек: с ними трудно ошибиться в расстановке.

Пешки строятся на второй горизонтали в один ряд: именно этим я занимаюсь, когда мой соперник выставляет свои легкие и тяжелые шахматные фигуры, а его пешки пока что мирно лежат в сторонке. Закончив, принимаюсь за оставшиеся шахматы.

Шахматы: расстановка фигур на доске

Помните про тот правый самый нижний квадратик (поле)? Ставим на него ладью. Как я уже говорил, расставлять будем справа налево, прямо как чтение и письменность у арабов. Поставили ладью? На этой же горизонтали сразу же на следующем поле ставим коня. За ним слона, а вот здесь начинается интересное, где на первых порах я здорово путался.

Возле только что поставленного слона должен стоять король, но при условии, что Вы играете сейчас белыми. Если же черными, то после слона стоит не король, а королева. А вот следом – король. Обратите внимание, что белый король стоит на черном поле, а черный – на белом.

В зависимости от того, с какой стороны стоит король и ферзь, фигуры стоящие рядом с королем и ферзем можно относить к флангам. Так, стоящие рядом с королем слон, конь и ладья образуют королевский фланг. Такие же фигуры, но стоящие рядом с ферзем, образуют ферзевый фланг.

Для многих на начальном этапе это может показаться сложным. Поэтому, чтобы не происходило путаницы с королем и королевой (где их ставить), просто знайте – королевы всегда должны стоять на своем цвете: черная на черном поле, белая – на белом. Если кто-то хочет усложнить себе простую расстановку, можете начинать ее с выставления ферзя.

После того, как короли и ферзи по обе стороны стоят правильно, доставляем оставшиеся фигуры все так же справа налево: офицер, конь, ладья. Не запутались с расстановкой короля и ферзя (королевы)? Давайте еще раз:

  • белые справа налево: ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь ладья;
  • черные справа налево: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Надеюсь, всем понятно? Если внимательно приглядеться, то фигуры на доске стоят не пропорционально, а в зеркальном отражении, и всему «виной» верхушка власти – короли и королевы. Кстати, расстановка хоть и зеркально отражение противника, но это не сказывается на цвете полей (клеток), на которых стоят фигуры: они могут быть противоположными.

По поводу пешек все просто: ставим их вряд на второй горизонтали, сразу перед парными фигурами и королем с ферзем. Но к моменту начала расстановки основных фигур, у меня пешки уже стоят на своих местах. Попробуйте и Вы так, может понравится, хотя принципиальной разницы нет.

«Пара слов» о слонах (офицерах)

В шахматах есть белопольные (ходящие только по белым клеткам) и чернопольные (по черным соответственно) слоны. При изначальной расстановке у белых белопольный офицер стоит напротив чернопольного у противника, и наоборот: белопольный у черных напротив чернопльного у белых.

Интересный факт: чернопольный офицер любой из команд не способен забрать белопольного офицера, так как они находятся на разных цветах. Против белопольного слона может бороться только белопольный слон противника или любая другая фигура.

Ну, а у меня на этом все, было приятно Вам помочь в столь простом, но одновременно сложным вопросом. Было бы замечательно, если бы Вы высказали, что думаете по поводу статьи. Буду признателен, если Вы поделитесь ей с друзьями в социальных сетях. До сих пор не с нами? Тогда прямо сейчас нажмите на кнопку «Подписаться на обновления» и получайте уникальную и достоверную информацию «из первых рук». Всем побед на шахматном поле и в жизни. Пока.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
Рейтинг: 5 из 5 (1 голос)

С уважением, Владимир Манеров

Подписка на блог

Подписывайтесь и узнавайте первым о новых статьях на сайте, прямо у себя на почте:

protvoysport.ru

Шахматный учебник для начинающих. Шахматная доска. Шахматные фигуры.

Урок 2. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.

В шахматной партии принимает участие 6 видов фигур. Это:

1. Король 2. Ферзь 3. Ладья 4. Слон 5. Конь 6. Пешка 

В каждой армии соответственно по одному королю и ферзю, по две ладьи, два слона, два коня и по восемь пешек.

Получается у каждой стороны по 16 фигур в начале игры.

Всего на доске, соответственно 32 фигуры, то есть в начале партии занято ровно 50% всей доски.

Начальная позиция выглядит так:

Запомнить расположение фигур в начальной позиции достаточно просто – фигуры стоят симметрично. Путаница обычно происходит только в расположении короля и ферзя (их часто путают местами). Здесь важно запомнить только 1 правило: в начальной позиции ферзь стоит на поле своего цвета.

То есть белый ферзь в начальной позиции стоит на белой клетке, а черный ферзь соответственно на черной.

Очень важно запомнить, что когда одна фигура сбивает другую, она становится на клетку сбитой фигуры.

Потренируйтесь пару раз ставить на доске начальную позицию, научитесь различать фигуры по названию. Пока все логически просто, сложностей возникнуть не должно:)

Теперь нужно научиться ходить этими фигурами и сбивать фигуры соперника.  Об этом в следующем уроке.

←Предыдущий урок

 

Все уроки:

  1. Знакомство с шахматной игрой. Шахматная доска. 
  2. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске.
  3. Как ходят фигуры? Пешка, Конь.
  4. Как ходят фигуры? Слон, Ладья.
  5. Как ходят фигуры? Ферзь, Король.
  6. Сравнительная сила фигур и цель игры
  7. Рокировка, взятие на проходе,
  8. Шах и мат. Результат партии.
  9. Ничья в шахматах. 
  10. Запись шахматной партии
  11. Важность практики

megachess.net

Краткие правила игры в шахматы — Шахматная планета

 

ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ

Шахматы - игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных и белых квадратика (поля).

Существует система (нотация), описывающая ситуацию на доске и передвижение все фигур и пешек.

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

В этой системе вертикальные ряды полей называются линиями (вертикалями) и обозначаются латинскими буквами: a, b, c, d, e, f, g и h. Горизонтальные ряды полей называются рядами (горизонталями) и нумеруются цифрами от 1 до 8 (1-ый ряд, 2-ой ряд, и т.д.). Каждое поле имеет собственное обозначение (например, поле e4, на доске обозначенное желтым кружком). 

ПРИМЕР 3

Наклонные ряды полей - диагонали обозначаются конечными полями, например: a2-g8 и h5-d8 диагонали (отмечены красными линиями). В то время как вертикали и горизонтали включают поля разного цвета, то диагонали состоят из полей одного цвета, или из белых или из черных полей. Например, диагональb1-h7 белопольная (отмечена зеленой линией), а диагонали c1-a3 и a3-f8 чернопольные (отмечены синей линией). 2 диагонали состоящие из 8 полей (a1-h8 иh2-a8) называются длинными (главными) диагоналями (отмечены желтыми линиями). 

ПРИМЕР 4

НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

В начале партии каждая сторона имеет:

1 Короля 

1 Ферзя 

2 Ладьи 

2 Слона 

2 Коня 

8 пешек 

Пешки и фигуры (все вместе) называются материалом. В начале партии у сторон - материальное равенство. Цель игры захватить короля противника. Это называется - заматовать короля.

Ферзь и ладьи - тяжелые фигуры. Слоны и кони - легкие фигуры.

Шахматные фигуры в нотации описываются следующим образом: король - Кр; ферзь - Ф; ладья - Л; слон - С; конь - К; пешка - п.

В шахматной нотации партии обозначение пешки (п) чаще всего опускается.

Расположение фигур и пешек в данный момент на доске называется позиция или ситуация. Диаграмма показывает начальную позицию.

Белые занимают первую и вторую горизонталь, черные - седьмую и восьмую. Доска должна быть расположена таким образом, чтобы верхнее угловое поле слева было белым (h2 для белых и a8 для черных). В начальной позиции белый ферзь должен стоять на белом поле (d1) и черный ферзь - на черном поле (d8).

 

ПРИМЕР 5

Левая половина шахматной доски (от a до d) называется ферзевый фланг, а правая половина доски (от e до h) - королевский фланг. 

ПРИМЕР 6

Четыре центральных поля (d4, d5, e4, e5) называются 2 центр. Это очень важный участок доски.

ХОДЫ

Любое перемещение фигуры или пешки на доске называется ходом. Игроки делают ходы по очереди, играющий белыми начинает первым.

Нельзя пойти фигурой на поле, уже занятое собственной фигурой или пешкой. Конь - единственная фигура, которая может перепрыгивать через поля, занятые своими фигурами или пешками и фигурами противника.

Ладья

Ладья может перемещаться на любое количество полей вдоль горизонтали или вертикали.

На диаграмме белая ладья может пойти на любое поле на вертикали e или на любое поле на 4-ой горизонтали, всего ей доступно 14 полей. 

ПРИМЕР 7

Слон

Слон может перемещаться на любое количество полей вдоль диагонали.

На диаграмме белый слон на d4 может пойти на любое поле на диагоналях a1-h8 и g1-a7, всего ему доступно 13 полей. Другой белый слон имеет только 7 полей в своем распоряжении.

В начальной позиции каждый игрок имеет одного слона, который может ходить только по белым полям и одного слона, который может ходить только по черным полям. Они часто называются белопольным и чернопольным слонами.

ПРИМЕР 8

Ферзь

Ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, как показано на диаграмме.

Таким образом ферзь сочетает в себе возможности ладьи и слона, кроме того может перемещаться и по белым и по черным диагоналям. На диаграмме видно что ферзю, стоящему на d4, доступно 27 полей. Такая мобильность делает ферзя безусловно сильнейшей фигурой. 

ПРИМЕР 9

Конь

Конь перемещается очень необычным способом.

С черного поля e5 белый конь может пойти на одно из 8 белых полей, как указано стрелками. Конь перемешается на 1 клетку вперед и одну по диагонали и только на поле противоположного цвета полю на котором он находится в начале хода. На диаграмме видно, что конь перепрыгивает поле d5 и становится на поле c6 или c4; через e6 на поле d7 или f7; через f5 на поле g6 или g4, и через e4 на d3 или f3. Конь всегда перемещается с белого поля на черное и наоборот. Можно сказать что конь ходит буквой "Г". 

ПРИМЕР 10

 

Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.

Хотя белый конь окружен со всех сторон своими и чужими фигурами и пешками, это не мешает ему переместиться на поля, помеченные маркерами.

Конь выделяется своей исключительной маневренностью.

Хорошо известна задача - обойти конем всю доску, побывав на каждом поле только один раз. Математики установили, что существует более 30 миллионов подобных маршрутов. Хотя решением этой проблемы занимались несколько столетий лучшие умы, ни один не установил точное количество таких маршрутов. 

ПРИМЕР 11

Король

Король может перемещаться на одно поле в любом направлении (диагонали, вертикали, горизонтали).

На диаграмме поля, на которые может переместиться король, помечены точками.

В углу доски мобильность короля снижается: на крайней горизонтале ему доступно только 5 полей. Когда король расположен на угловом поле доски, то ему доступно только 3 поля. 

ПРИМЕР 12

ВЗЯТИЕ

Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, стоящую на ее пути. Эта фигура убирается с доски и ее место занимает фигура, которая делает ход. После чего ход считается законченным. Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, только если может пойти на поле, на котором расположена берущаяся фигура.

Ход белых. Белый ферзь одновременно угрожает черной ладье и слону и может взять одну из этих фигур. Так как ладья более ценная фигура, то белые берут ладью на d4. Возникает следуюшая позиция: 

ПРИМЕР 13

До взятия.  1. Јd4 После взятия:

Игрок не обязан совершать возможное взятие.

Пешки

Для обозначения пешки мы будем добавлять вертикаль на которой она расположена или поле: пешка f, пешка g4, и так далее. Пешки также называются по имени фигуры расположенной на этой вертикали в начальной позиции: ферзевая пешка (пешка d), королевская пешка (пешка e), ладейная пешка (пешки a или h), коневая пешка (b или g), слоновая пешка (c или f).

В отличие от фигур, которые могут ходить в любом направлении, пешка может двигаться только на одну клетку вперед по вертикали. Исключение для начальной позиции, например, белая пешка на втором ряду и черная пешка на 7 ряду может пойти сразу на 2 поля вперед.

Пешки перемещаются только по вертикали, но взятия совершают по диагонали, влево или вправо.

На диаграмах белые пешки могут двигаться только вверх, а черные только вниз.

Давайте рассмотрим ходы пешек на диаграмме. Белая пешка a4 может пойти только на одно поле: 

ПРИМЕР 14

1. a5

[Так как белая пешка c2 на начальной позиции, то она может пойти и 1. c3;

и 1. c4;

Белая пешка d4 не угрожает черному королю, но может взять одну из двух черных фигур: 1. dc;

или 1. de]

Черные могут сделать следующие ходы пешками: 1... ab

[1... e6;

1... g2]

 

Кроме обычного взятия пешка может осуществлять взятие на проходе пешки противника (но не фигуры).

Ситуция (пример 15) возникает после ходов 

1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 f6

Похожая ситуация может возникнуть, если черные сыграют 3... f5 вместо 3... f6

ПРИМЕР 15

Теперь белые имеют право взять черную пешку f на проходе своей пешкой e. Чтобы это сделать белые снимают черную пешку с доски и перемещают свою пешку на f6. В нотации: 4. ef

Однако если белые сразу не воспользуются правом взятия на проходе, то на следуюшем ходу они уже его теряют. Если на диаграмме 1 белые не играют 4. exf6, то на следуюшем ходу они уже не могут взять эту пешку. Только белая пешка на пятом ряду и черная пешка на четвертом ряду может получить право взятия на проходе.

Мобильность пешки и ее атакуюший потенциал намного ниже, чем у любой фигуры (ладейные пешки контролируют только одно поле, а остальные пешки - два поля). Однако пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Когда пешка достигает последнего ряда (белая пешка - 8-го ряда, а черная - 1-го ряда) она может превратиться в фигуру (ферзя, слона, ладью или коня) того же цвета, независимо от того, есть уже такие фигуры на доске или нет. Это называется превращением пешки.

Благодаря такой способности пешки игрок может иметь больше фигур определенного типа, чем в начальной позиции, несколько ферзей, например.Чаще всего пешка превращается в самую сильную фигуру - ферзя.

Когда пешка достигает последнего ряда, в нотации после хода пешки указывается фигура, в которую пешка превращается. В позиции на диаграмме нотация будет выглядеть так: 

ПРИМЕР 16

1. d8Ј- это значит, что белая пешка достигла 8-го ряда и превратилась в ферзя.

Пешка также может превратиться в ферзя, взяв слона на e8: 1. deЈ;

Белые могут превратить свою пешку в любую другую фигуру. В этом случае, например, лучше всего взять слона и превратить пешку в коня, который немедленно атакует одновременно черного короля и ферзя 1. de¤

 

НОТАЦИЯ

В этой позиции белые переводят коня с e3 на c4, aтакуя одновременно черную ладью на b6 и пешку на d6. Подобная атака называется двойным ударом. Черные убирают ладью на b8, и белые выигрывают пешку d6.

Теперь черным грозит новая опасность: белые угрожают слону на c6. Чтобы избежать угрозы черные отводят его на d7. Давайте отобразим эти ходы с помощью шахматной нотации. Первый ход белых 

ПРИМЕР 17

1. ¤c4 , где 1 - номер хода, К - аббревиатура фигуры, делающей ход, и c4 - поле, на которое переместилась фигура. Следующий ход белых и ответ черных описываются в нотации таким же манером. Для обозначения взятия используется символ x (знак умножения), например 2. Кxd6. Теперь мы можем привести все ходы данного примера: 1... ¦b8 2. ¤d6 Ґd7 Три точки перед ходом (когда это необходимо) показывают, что это ход черных. 

 

chessplanet.ru