Ферзь - это самая сильная фигура в шахматах. Кто такой ферзь в шахматах


Ферзь (шахматы) - это... Что такое Ферзь (шахматы)?

Возможные ходы ферзя.

Ферзь (перс.

ferzin - премьер-министр) королева(Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна 8-9 пешкам. Таким образом он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.

Ходы ферзя

В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь в одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в угловом поле — до 21 поля.

В ранних правилах шахмат (VI-VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на 1 поле.

Ферзь в шахматной партии

Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 и d8 (поля своего цвета). Считается, что в начале партии (дебюте) надо проявлять осторожность с развитием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится лёгкой мишенью для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре выигрывают против короля и лёгкой фигуры, против короля и ладьи, в большинстве случаев — против короля и двух лёгких фигур, против короля, ладьи и пешки. Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является проведение пешки в ферзи, успешное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш в партии.

Ферзь в шахматных задачах

Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений.

Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

Этимология

Название «ферзь» происходит от персидского ferz — «полководец, визирь».[1]

Относительно происхождения названия «королева» существуют две версии.

По одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во vierge — «девственница, дева, дама».

По другой версии появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

Примечания

  1. ↑ Фасмер, Этимологический словарь

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Ферзь - это... Что такое Ферзь?

Возможные ходы ферзя.

Ферзь (перс. فرزین‎ ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура.

Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам[источник?]. Таким образом он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.

Ходы ферзя

В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в углу доски — до 21 поля.

В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.

В старых русских шахматах ферзь, по предварительной договорённости, мог ходить ещё и как конь и назывался в этом случае «ферзь всяческая»[1].

Ферзь в шахматной партии

Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 (у белых) и d8 (у черных). Поля, которые занимают ферзи в начальной расстановке фигур, того же цвета, что и сами фигуры. В связи с этим популярно выражение «ферзь любит свой цвет», используемое при обучении начинающих игроков в шахматы[2][3].

Считается, что в начале партии (дебюте) надо проявлять осторожность с развитием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится лёгкой мишенью для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают короля и лёгкую фигуру, почти всегда ― короля и ладью, в большинстве случаев — короля и две лёгкие фигуры, а также короля, ладью и пешку.

Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является проведение пешки в ферзи: успешное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш в партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей, превращенных из пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.

При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно.

Ферзь в шахматных задачах

Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений.

Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

Этимология

Название «ферзь» происходит от персидского ferz — «полководец, визирь».[4]

Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии.

По одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во vierge — «девственница, дева, дама».

По другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

Примечания

  1. ↑ см. «Толковый словарь живаго великорусскаго языка» В. И. Даля, статью «Ферзь».
  2. ↑ Нотация  (рус.). Шахматная планета. Проверено 26 декабря 2012.
  3. ↑ Урок №9. Расстановка шахматных фигур  (рус.). ClubChess.ru (17 января 2012). Проверено 26 декабря 2012.
  4. ↑ Фасмер, Этимологический словарь

dic.academic.ru

это самая сильная фигура в шахматах

Ферзь - это самая сильная из шахматных фигур. Считается, что ценность его равна девяти пешкам. Он равносилен двум ладьям. Существуют черная и белая разновидность, они, соответственно, занимают клетки d1 и d8.

Ход

ферзь этоФерзь – это фигура, которая по правилам современных шахмат может перемещаться в любом из направлений на произвольное количество свободных полей. Таким образом он совмещает возможности слона и ладьи. Находясь на одной из центральных клеток, ферзь способен атаковать максимально 27 полей, на краю доски – 21. Согласно ранним правилам шахмат, эта фигура могла перемещаться по диагонали, горизонтали и вертикали. Однако лишь на одно поле. В старинных русских шахматах существовал термин «ферзь всяческая» - данная фигура по договорённости могла ходить дополнительно как конь.

В партии

шахматный ферзьФерзь – это фигура, которая в начале игры предоставляется каждой из сторон в единственном экземпляре. Поля, занятые этими фигурами, аналогичны их собственному цвету. Это подтверждается знаменитым выражением. Принято говорить, что «шахматный ферзь любит свой цвет». Эта фраза активно используется во время обучения начинающих игроков.

Специалисты отмечают, что в дебюте лучше проявлять осторожность при развертывании ферзя. Дело в том, что эта фигура во время действий в лагере соперника становится крайне уязвимой для вражеских атак. Гораздо лучше она проявляет собственные возможности в эндшпиле и миттельшпиле. Считается, что в первом случае король и ферзь всегда выигрывают у противника, если у него остаются лишь лёгкие фигуры. Также высока вероятность победы при наличии у соперника ладьи.

Следует помнить насколько в эндшпиле важна пешка. Ферзь может быть получен из нее при тактически верном продвижении вперед. Данную задачу можно отнести к одной из основных на завершающем этапе игры. Именно от нее часто зависит победа в определенной партии. Правила не предусматривают ограничений на количество ферзей, которые могут одновременно находиться на доске. Так что в теории, кроме фигуры данной в начале партии, можно получить 8 дополнительных. Для этого необходимо превратить все пешки. На практике, как правило, ситуация складывается иначе. Чаще всего на доске появляется лишь второй ферзь, причем только у одной стороны. Во время атаки на «королеву» часто применяется термин «гарде», но объявление не является обязательно и отсутствует в официальных игровых правилах.

Этимология

пешка ферзьФерзь – это «визирь» или «полководец» в переводе на русский язык. Во многих языках Европы данная фигура называется «королевой». Этот термин характерен и для разговорного русского языка. Относительно происхождения названия существуют сразу две версии. Согласно первой, слово заимствовано из французского языка («дева»). Вторая версия основана на том, что появление фигуры «королева», которой был заменен ферзь, а также придание ей значительной силы связано с существенным усилением власти Изабеллы Кастильской в Испании в конце пятнадцатого века. Данная фигура является частым участником различных шахматных задач.

fb.ru

Ферзь | Энциклопедия шахмат | FANDOM powered by Wikia

Возможные ходы ферзя

Ферзь (перс. فرزین‎ ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛) — самая сильная шахматная фигура. Считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти пешкам[1]. Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям[2] и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.

    В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона. Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.

    В ранних правилах шахмат (VI—VII века) ферзь мог перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали только на одно поле.

    В старых русских шахматах ферзь, по предварительной договорённости, мог ходить ещё и как конь и назывался в этом случае «ферзь всяческая»[3].

    Ферзь в шахматной партии Править

    Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 (у белых) и d8 (у черных). Поля, которые занимают ферзи в начальной расстановке фигур, того же цвета, что и сами фигуры. В связи с этим популярно выражение «ферзь любит свой цвет», используемое при обучении начинающих игроков в шахматы[4][5].

    Считается, что в дебюте надо проявлять осторожность с развертыванием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится крайне уязвим для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается, что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают у короля и лёгкой фигуры, почти всегда ― у короля и ладьи, в большинстве случаев — у короля и двух лёгких фигур, а также у короля, ладьи и пешки.

    Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является продвижение пешки в ферзи: удачное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить еще 8 ферзей путём превращения в них пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон.

    При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно и в официальных правилах игры отсутствует.

    Ферзь в шахматных задачах Править

    Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений

    Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

    Название «ферзь» происходит от перс. فرزین‎ — «полководец», «визирь»[6].

    Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии:

    • по одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во фр. vierge — «девственница, дева».
    • по другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.
    1. ↑ Сила шахматных фигур
    2. ↑ Считается, что в большинстве случаев, при прочих равных условиях, две ладьи весомее, чем ферзь. Однако существует много позиций, где, наоборот, ферзь оказывается сильнее двух ладей. См., например: Шаблон:±. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 195. Партия № 53 Портиш - Фишер. — 272 с.
    3. ↑ см. «Толковый словарь живого великорусскаго языка» В. И. Даля, статью «Ферзь».
    4. ↑ Шаблон:Cite web
    5. ↑ Шаблон:Cite web
    6. ↑ Фасмер, Этимологический словарь

    ru.chess.wikia.com

    Ферзь — WiKi

    Возможные ходы ферзя

    Ферзь (перс. فرزین‎ ferzin — визирь, советник; Юникод: ♕♛, в просторечии часто именуется королева) — самая сильная шахматная фигура. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8[1]. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

    Ходы ферзя

    В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, совмещая в себе возможности ладьи и слона. Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.

    История

    В ранней версии шахмат, эволюционировавшей из шатранджа и в таком виде заимствованной из арабского мира в Европе, ферзь был слабейшей фигурой, перемещавшейся только на одно поле по диагонали[2]. В Средние века, чтобы ускорить темп игры, ферзь получил дополнительную возможность: своим первым ходом ферзь мог «прыгнуть» на два поля по диагонали, горизонтали и вертикали (это правило видоизменялось в зависимости от региона)[3]. В конце XV века появилась модификация шахмат с современным ходом ферзя (тогда же был приведён к современному виду и ход слона, что радикально изменило до того медлительную игру. С новыми правилами стало возможно в несколько ходов вывести фигуры на атакующие позиции и даже проводить в начале партии матовые атаки, а возможность превращения пешки в сильнейшую фигуру вынудила пересмотреть и роль пешек. В источниках конца XV века фиксируются упоминания «шахмат ферзя» (например, исп. axedres de la dama), а в итальянском новая фигура получила имя rabiosa («бешеная»), а шахматы, соответственно, итал. scacchi alla rabiosa, то есть «бешеные шахматы»[4].

    В России была распространена практика наделять ферзя в дополнение к обычным ходам ещё и ходом коня. Об этом в конце XVIII века писал путешественник Уильям Кокс, а в 1821 году — шахматист Иван Бутримов. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля (статья «Ферзь»), в этом случае фигуру называли «ферзь всяческая»[5].

    Ферзь в шахматной партии

    Ферзь из Кот-д'Ивуара, 12-й век

    Шахматная фигура королевы из слоновой кости, относящейся к 11 веку.

    Король или ферзь из Кот-д'Ивуара, 9-й век

    Шахматная королева 11 века (фото 1905)

    Каждый игрок начинает партию с одним ферзём. В начале партии ферзи занимают поля d1 (у белых) и d8 (у чёрных). Поля, которые занимают ферзи в начальной расстановке фигур, того же цвета, что и сами фигуры. В связи с этим популярно выражение «ферзь любит свой цвет», используемое при обучении начинающих игроков в шахматы[6][7].

    Относительно материальной ценности ферзя и сопоставления его игровой силы с другими фигурами существуют различные оценки. В большинстве случаев считается, что материальная ценность ферзя равна примерно девяти [8] или десяти [9] пешкам. Таким образом, ферзь по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям[10] и примерно равен трём лёгким фигурам.

    Считается, что в дебюте надо проявлять осторожность с развёртыванием ферзя, поскольку он, находясь в лагере противника, становится крайне уязвим для его фигур. Гораздо лучше ферзь проявляет свои возможности в миттельшпиле и эндшпиле. Так, считается[кем?], что в эндшпиле король с ферзём при правильной игре всегда выигрывают у короля и лёгкой фигуры, почти всегда ― у короля и ладьи, в большинстве случаев — у короля и двух лёгких фигур, а также у короля, ладьи и пешки.

    Кроме того, важнейшей задачей большинства эндшпилей является продвижение пешки в ферзи: удачное выполнение этой задачи, как правило, означает выигрыш партии. В правилах игры отсутствуют ограничения на количество одновременно находящихся на доске ферзей, так что дополнительно к начальному ферзю игрок теоретически может получить ещё 8 ферзей путём превращения в них пешек. В практических партиях в большинстве случаев на доске возникает только второй ферзь у одной из сторон. Хотя известны случаи даже из партий сильных игроков, когда на доске возникали одновременно 5 или даже 6 ферзей. [11]

    При атаке на ферзя часто используется термин «гарде», однако объявление не обязательно и в официальных правилах игры отсутствует.

    Ферзь в шахматных задачах

    Задача о восьми ферзях. Одно из возможных решений

    Ферзь фигурирует во многих шахматных задачах. Так, одна из известных шахматных задач — задача о восьми ферзях, в задаче предлагается расставить 8 ферзей так, чтобы они не атаковали друг друга. Математическим путём доказано, что существует 92 решения задачи о восьми ферзях.

    Этимология

    Название «ферзь» происходит от перс. ferz‎ — «полководец», «визирь»[12].

    Во многих европейских языках (а также в разговорном русском) ферзь называется «королевой», на английском языке «Queen». Относительно происхождения этого названия существуют две версии:

    • по одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во фр. vierge — «девственница, дева».
    • по другой версии, появление шахматной фигуры «королева» вместо ферзя и придание этой фигуре значительной игровой силы связано со значительным усилением королевской власти в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

    Ферзь в других играх

    Фигура, ходящая в точности как ферзь, существует в тю сёги (ферзь[ja], дословно свободный король) и многих других вариантах сёги на больших досках.

    Примечания

    1. ↑ Ферзь // Шахматы: Энциклопедический словарь / Глав. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 424.
    2. ↑ H.J.R. Murray. A History of Chess. — Oxford University Press, 1913. — P. 452.
    3. ↑ H.J.R. Murray. A History of Chess. — Oxford University Press, 1913. — P. 458-465.
    4. ↑ H.J.R. Murray. A History of Chess. — Oxford University Press, 1913. — P. 776-778.
    5. ↑ H.J.R. Murray. A History of Chess. — Oxford University Press, 1913. — P. 384-385.
    6. ↑ Нотация (рус.). Шахматная планета. Проверено 26 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
    7. ↑ Урок №9. Расстановка шахматных фигур (рус.). ClubChess.ru (17 января 2012). Проверено 26 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
    8. ↑ Сила шахматных фигур
    9. ↑ Сравнительная сила фигур
    10. ↑ Считается, что в большинстве случаев, при прочих равных условиях, две ладьи весомее, чем ферзь. Однако существует много позиций, где, наоборот, ферзь оказывается сильнее двух ладей. См., например: Фишер Р. Д. Мои 60 памятных партий. — Москва: Физкультура и спорт, 1972. — С. 195. Партия № 53 Портиш - Фишер. — 272 с.
    11. ↑ 17 Astonishing Chess Games with 5 and 6 Queens on the Board
    12. ↑ Фасмер, Этимологический словарь
    13. ↑ (Yalom 2004:152-153 стр.)

    ru-wiki.org

    Ферзь в шахматах - как ходит фигура, взаимодействие с королем, расстановка превращение пешки

    Ферзь в шахматах является самой опасной фигурой, сила которой равна девяти пешкам. Современная теория относит его к «тяжелым фигурам» (вторая из них — ладья). Внешний вид ферзя в традиционных шахматах похож на таковой у короля, но король выше и отмечен крестом в верхней части фигуры (у ферзя вместо него небольшой шарик).

    Расстановка ферзей на шахматной доске

    У каждого игрока в начале партии имеется один ферзь. Вместе с королем ферзи занимают две центральные клетки на первой и восьмой горизонталях. Запомнить, как они располагаются относительно друг друга, достаточно просто. Поля (у черных это d8, а у белых — d1), на которых расставляются ферзи, перед началом партии обладают тем же цветом, что и у самих фигур. Начинающим шахматистам легко запомнить это правило с помощью правила «ферзь любит свой цвет».

    Как ходит ферзь

    Ферзь способен совершать ходы как по вертикалям и горизонталям, так и в диагональных направлениях.

    Рассмотрим данный пример. На нем ферзь белых может пойти в любом из направлений, то есть ему доступны ходы:

    (1. Фd1),(1. Фd2),(1. Фd3),(1. Фd8+),(1. Фd7),(1. Фd6),(1. Фd5),(1. Фh5),(1. Фg4),(1. Фf4),(1. Фe4),(1. Фa4),(1. Фb4),(1. Фc4),(1. Фa1),(1. Фb2),(1. Фc3),(1. Фh8+),(1. Фg7),(1. Фf6),(1. Фe5+),(1. Фg1),(1. Фf2),(1. Фe3),(1. Фa7),(1. Фb6),(1. Фc5).

    Ферзь, аналогично пешке, королю, слону или ладье, не может «перепрыгивать» через пешки и фигуры соперника или свои собственные.

    В этом примере ферзь черных не имеет возможности хода на поля d8-d6, так как его блокирует пешка белых, стоящая на поле e5. Конь белых, стоящий на поле f3, также блокирует возможность перемещения (на h4 и g3).

    Как ферзь бьет? Точно так же, как и совершает ход.

    В данном примере ферзь белых, стоящий на поле d4, способен «съесть» любую черную фигуру:

    • Одну из пешек: (1.Фxd7) или (1.Фxb4+).
    • Коня (1.Фxg4).
    • Ладью (1.Фxg7).
    • Слона (1.Фxd2).

    Как пешка может превратиться в ферзя

    После того, как пешка доходит до наиболее отдаленной горизонтали от начальной позиции, игрок должен ее заменить на коня, ладью, слона или ферзя. Такая замена называется термином «превращение» и является составной частью этого хода. Чаще всего пешку превращают именно в ферзя, так как он обладает наибольшей силой. Для превращения неважно, сколько аналогичных фигур имеется на доске, так что если у игрока уже имеется один ферзь, после превращения их станет два.

    В этом примере пешка доходит до восьмой горизонтали и превращается в ферзя. Так как превращение является частью этого хода, белые ставят мат: (1.пd8(Ф)#).

    Вам будет интересно: слабые превращения

    В некоторые моменты игры пешку более выгодно превратить в отличную от ферзя фигуру (это называется «слабым превращением»). Вот эти ситуации:

    • Так как конь может атаковать по недоступным ферзю направлениям, то с помощью превращения в коня появляется возможность создать «вилку» (подставить под удар сразу несколько вражеских фигур), поставить шах или мат.
    • Превращение в ферзя создает патовую ситуацию (ничья), и тогда пешка становится ладьей или слоном.

    Мат ферзем

    План постановки мата ферзем:

    А. Выбираем сторону шахматной доски, к которой король соперника расположен ближе. Для мата мы будем использовать именно ее.

    В нашем примере это левая сторона.

    Б. Отсекаем короля. Ферзь должен сделать такой ход, чтобы отсечь королю возможность перемещения по большей части шахматной доски. Блокируем его на выбранной стороне доски.

    1. Фe1 – e5.

    В. Ферзь, как конь. Заставляем короля отступать.

    Для мата нам необходимо оттеснить на крайнюю горизонталь короля соперника. Ферзю для этого не нужна помощь, не требуется даже ставить шах. Даже более, шах здесь будет неуместен, так как даст сопернику возможность выбора пути отхода.

    Если к ладье король может подойти по диагонали и «отогнать» ее, то против ферзя он бессилен. Достаточно каждым ходом становиться на позицию атаки, аналогичной ходу коня. У соперника не остается никакого выбора, кроме как отступить (на клетки, которым угрожает ферзь, он ходить не может).

    От ферзя теперь требуется лишь повторять ходы за королем, снова и снова становясь в позицию атаки коня. Король влево — ферзь влево, король по диагонали — ферзь по диагонали в том же направлении.

    1. . . . Крc6 – b6Король вынужден отступать.2. Фе5 – d5 Крb6 – a6Ферзь снова становится в позицию атаки коня, король отходит к краю доски.3. Фd5 – c5 Кра6 – b7Король уходит на предпоследнюю горизонталь.4. Фс5 – d6 Крb7 – a7Ферзь планомерно следует своей стратегии.5. Фd6 – c6 Кра7 – b8Король почти загнан в угол!6. Фc6 – d7 Крb6 – a8

    А вот на это моменте остановимся поподробнее. Если ферзь в данной ситуации пойдет на c7, черный король не будет иметь ни одного поля, куда бы он мог пойти. Такая ситуация называется термином «пат». Поставивший пат игрок вместо выигрыша получает ничью, так как не выполняется главное условия победы (объявить королю соперника мат).

    Поэтому, имея очевидное преимущество, торопиться не следует. У короля должно всегда оставаться два поля, между которыми он может перемещаться.

    Г. Вперед-назад. Оставив противнику два свободных поля для перемещения, мы можем не бояться получить пат. Приступаем к воплощению последней части плана в жизнь.

    Д. Выдвигаем вперед собственного короля. Черный король повторяет одни и те же два хода, а белый постепенно приближается к нему и становится напротив.

    7. Крd1 – d2 Кра8 – b88. Крd2 – d3 Крb8 – a89. Крd3 – d4 Кра8 – b810. Крd4 – c5 Крb8 – a811. Крc5 – b6 Кра8 – b8

    Теперь ферзю белых остается лишь выбрать, какой мат ему по душе. Более красивым вариантом считают тот, в котором белый ферзь становится между двух королей. Он атакует короля соперника и блокирует возможности для отхода, в то время как белый король его защищает.

    12. Фd7 – b7 (e8, d8)#

    Наработав достаточно практического опыта игры, можно применять и более изящные решения. Не обязательно гонять короля по всей доске, если можно повторить пункт Б («отсечь»).

    3. Фd5 – b3 Крa6 – а5

    Окончание партии можно дополнительно ускорить, если заставить короля соперника самому двигаться навстречу вашему.

    4. Фb3 – b7 Кра5 – а45. Фb7 – b6 Кра4 – а36. Фb6 – b5 Кра3 – а27. Крd1 – c2 Кра2 – а1Король черных пошел навстречу белому.8. Фb5 – b1#.

    Мат!

    Современная теория шахмат говорит, что мат ферзем можно поставить из любой начальной позиции на доске за 9-10 ходов (при условии, что кроме одного ферзя и королей на доске нет фигур). Но у новичков быстрые способы постановки мата чаще могут приводить к патовым ситуациям, поэтому сначала рекомендуется хорошо освоить способ с ферзем, атакующим как конь, а только потом переходить к более сложным.

    Читайте также:

    levico.ru

    Объясняем ребенку, что такое королева (ферзь) в шахматах (Часть 8)

    Пришло время познакомиться с королевой, которую взрослые шахматисты называют ферзем.Это почти такая же важная фигура, как и король. Без короля сражение попросту не состоится. Без королевы же вполне можно обойтись, но придётся трудно. Потому что королева — самая сильная фигура на доске.Королева хочет везде успеть и во всём поучаствовать. Она носится по всей Шахматной стране, нападает, защищается и может в одиночку выиграть партию. Она ходит в любом направлении — хоть по прямой, хоть по диагонали — и на любое количество клеток. То есть она может ходить и как ладья, и как слон.Конечно, ей нельзя перепрыгивать через другие фигуры: это умеют только кони, а королева вовсе не лошадь. Она берет другие фигуры в плен точно так же, как это делают ладьи и слоны.Поскольку ферзь может двигаться по прямой в любом направлении, он способен оказаться на любом поле шахматной доски всего за два хода. Никакая другая фигура, кроме ладьи, так не умеет.

    Правила игры в шахматы: ферзь

    Ферзь, то есть королева, — самая сильная фигура на доске. В начале поля ферзи стоят на полях своего цвета. Белый ферзь начинает на поле al, а чёрный ферзь — на поле а8. Заметь: ферзи — единственные фигуры, которые в начале партии стоят несимметрично.Ферзь ходит на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали.Поскольку ферзи стоят друг напротив друга, в начале партии нужно быть осторожнее, чтобы не открыть своего ферзя для удара противника.

    Задача о королевахВозьми двух королев и поставь на доску. Может ли одна из них взять в плен другую? Смотри: если ты разместишь их на одной линии или на одной диагонали, они будут угрожать друг другу. Найди такое положение, в котором королевы не смогут поссориться. Много ли таких позиций тебе удалось найти?

    Ответ:

    Для тех, кто постарше: старинная задача о ферзяхУ нас уже была задача на расстановку по доске восьми ладей. Теперь попробуем решить похожую задачу, только посложнее.Нужно взять восемь ферзей (используем любые фигуры, только не забываем, что во время решения задачи все они изображают ферзей) и расставить их на полях шахматной доски так, чтобы ни один из них не находился под атакой другого.Эта задача сложнее потому, что, в отличие от ладей, ферзь умеет брать фигуры ещё и по диагонали. Однако существует целых 92 правильных решения для неё.

    Ответ:

    Метки: Дети, Обучение детей

    isoveti.ru