Шахматный рыцарь Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Шахматы рыцари


Рыцари шахмат. Газета Завтра 8 (1057 2014)

Рыцари шахмат

Алексей Касмынин

20 февраля 2014 0

Культура

О творчестве Людмилы Гавриловой

"Шах умер" - полторы тысячи лет истории, шестьдесят четыре клетки, жёсткий дуализм тридцати двух фигур, оформившаяся философия и эстетика, мистерии, окутавшие каждый элемент древней игры. Шахматы - это культ, проникший внутрь всех мировых религий, в сердцевину неприступных идеологий, его не сдерживают никакие человеческие границы. Эстетизация шахмат началась в момент их появления. До наших дней дошли древние персидские изображения шахматных партий в причудливых садах тогдашней знати, переведены и доступны для чтения описания происходившего во дворцах падишахов, где игра в шахматы часто превращалась в длительные и красочные представления с участием слуг в ярких нарядах, а изредка даже настоящих животных, например, слонов.

Художники благосклонно относятся к шахматным сюжетам. Клетчатая доска - частый гость на холстах. Сами фигуры, их пресловутое деление на чёрное и белое, их предопределённая судьба и неизменная роль в партии, кажется, не перестают будоражить чувства творцов визуального искусства. Но редко художник проникает дальше видимой глазу атрибутики. Как правило, в шахматном мире он всего лишь наблюдатель, ему неведомы тайные законы, по которым живёт эта дуалистичная вселенная.

Людмила Гаврилова - молодой художник-монументалист, выпускница МГХПА имени Строганова. Ей посчастливилось быть востребованной, она занимается росписью в интерьере, созданием мозаик, пишет картины. Но у неё есть вторая жизнь, которая иногда, совершая рокировку, выходит на первый план. Людмила - шахматист, она обожает шахматы, она знает всё о механике этой игры: взглянув на фото, может поимённо назвать гроссмейстеров, постоянно участвует в турнирах, как настоящий воин неустанно исследует тактику и стратегию боя. Людмиле присвоен первый спортивный разряд. Мир шахмат знаком ей изнутри. Она создаёт живописные шахматные полотна.

В конце прошедшего года в Центральном доме шахматиста прошла её персональная выставка. На церемонии открытия присутствовал старейший из ныне живущих гроссмейстеров - Юрий Львович Авербах. Людмилу поздравляли, ей вручали цветы и произносили хвалебные речи. Но самой главной наградой был, наверное, тот факт, что пока в стенах Дома шахматиста висели её картины, там же проходили турниры и состязания, шли занятия в шахматной школе.

Работы Людмилы Гавриловой, посвящённые шахматам, большей частью представляют собой портреты, создавая которые, художница старалась не только передать психологию и эмоции ключевых героев, но и рассказать сопутствующую той или иной картине историю.

Например, есть портрет Роберта Джеймса Фишера, сидящего в кресле на фоне пылающих башен-близнецов. В период "холодной войны" он стал чемпионом мира, но вскоре после завоевания этого престижнейшего титула ушёл из шахмат, посчитав, что они стали слишком политизированными. Позже ему пришлось эмигрировать из Америки, где он подвергался постоянному преследованию со стороны спецслужб. С его стороны последовала резкая критика в адрес военной политики США. После трагических событий 11 сентября в одном из радиоэфиров он открыто заявлял, что Соединённые Штаты находятся под тотальным контролем сионистов, и закончил высказыванием о том, что полностью одобряет действия "Аль-Каиды".

Другой герой - Александр Алехин, четвёртый чемпион мира по шахматам белый эмигрант, выступавший за Российскую Империю, Советскую Россию и Францию. Его судьба сложилась так, что во время Второй мировой он оказался на оккупированной немцами территории. Офицеры армии захватчиков потребовали от него проведения сеанса одновременной игры. Отказаться он не мог - такой шаг ставил под угрозу его семью. Но чтобы как-то выразить свой протест, Алехин сказал, что забыл дома очки, поэтому будет играть вслепую, отвернувшись от противников. Так он отыграл партии на тридцати двух досках. Картина демонстрирует тяжёлый взгляд шахматиста, его окружают мрачные холодные цвета, в верхней левой части холста застыла фигура чёрного ферзя как символ неотвратимой и непреодолимой угрозы.

Картины Людмилы Гавриловой создаются долго. Сама она говорит, что можно, конечно, закончить холст и за неделю, но тогда множество мелких аспектов картин будет утеряно. В частности, они лишатся многослойности, когда краска наносится несколько раз, что позволяет достичь некоей цветовой неоднородности, сделать однотонные заливки сложнее и глубже. Поэтому Людмила Гаврилова часто работает над несколькими картинами. Кроме шахматных работ, у неё есть акварели, графика и даже задокументированная попытка присоединиться к стану современного искусства с его арт-объектами и перформансами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Шахматы в средневековой Европе

Оглавление

  1. Предисловие
  2. Из Истории
  3. Подробное описание средневековых шахмат
  4. Правила хода фигур
  5. Доски для игры
  6. Менталитет, закон и нравы
  7. Большие шахматы (шахматы с курьером)
  8. Шахматы «Четыре времени года»
  9. Другие формы шахмат
  10. Литература

Занимаясь научной реконструкцией, и питая любовь к настольным играм, я решил разведать информацию об играх в средние века.

Кое-что нами уже опробовано и изготовлены игровые наборы, как то: «Таблут», «9 пляшущих мужчин», «Счастливая свинья», «Лиса и гуси» и др. За то большая благодарность клубу Льеж, кои и осветили вопрос этих игр на своем сайте. Но даже у них довольно мало информации по шахматам. К сожалению этот вопрос вообще мало освещен в рунете, что я и попытаюсь исправить.

Хотя считается что шахматы были изобретены в Персии и Индии, в Европу Шахматы «пришли» из арабских стран. Это был т.н. Шатранж, или Шатранжи (shatranj / shatranji), пошаговая игра для двух игроков на поле 8х8 квадратов.

Впервые шахматы упоминаются в IX-м веке на латинском языке (schachis и schachorum ludo). Шахматы путешествовали вместе с купцами по торговым путям по всей Европе.

Шахматы того времени были похожи на то что мы знаем сейчас, но были и существенные отличия в правилах, фигурах и поле.

Во-первых, те правила, которые мы знаем сейчас были приняты около 1500 г. До этого времени игра была более медленной (т.к. часть фигур получила более сильные возможности в XVI веке). Так же в средние века люди много экспериментировали с правилами, фигурами и размером досок. В книге Альфонса X рассматриваются многие формы шахмат. Упоминаются шахматы на квадратных досках с 12, 10, 8, 6, 4 и даже 1-м квадратом по одной стороне ( в последнем случае этот квадрат должен быть как-то разделен на 8 частей).

Во-вторых, исламская культура (Сунниты), откуда в Европу «прибыли» шахматы, запрещала изображение живых существ – фигуры были в основном абстрактные и простые, а поле не было раскрашено в разные цвета.

Самый ранний набор шахмат из арабских стран — находка Нишапура (Nishapur), датируемая 750-800 г. н.э. Часть фигур сделана из глины, но большая часть из натуральной и подкрашенной в зелень слоновой кости. Вообще же шахматы известны примерно с VI века.

Стоит запомнить, что абстрактный дизайн арабских шахмат – это основополагающий дизайн шахмат средневековья. Подобные фигуры часто встречаются по всей Европе, особенно в IX-XIII веках. Сделаны они были из глины, стекла, поливной керамики, дерева, слоновой кости, черного дерева, кварца. Так же упоминаются шахматы из драгоценных камней (мне не удалось найти сохранившиеся источники, но есть письменные [1]). Резьба и сложность изготовления фигурок, а так же их размер (обыденные были довольно маленькими) увеличивался и усложнялся по ходу времени (часть находок уже XIII века представляет собой очень утонченную резьбу по кости).

Рис. 1.1. Цветная фотография Нишапурской находки

 

 Рис. 1.2. Современная реконструкция Шартранжа из Нишапура

 

Рис. 1.3. Фигуры из кварца рыцаря Арно XI века

Рис. 1.4. Шахматный набор, кость оленя, конец XI — начало XII веков

Рис. 1.5. Скандинавские костяные фигуры, XI век

Рис. 1.6. Набор фигур (Оснабрук) из кварца X-XII века

Рис. 1.7. Конь, кость моржового клыка, Англия XIII век

Рис. 1.8. Сидящая фигура Церкви, моржовый клык, Северная Германия или Скандинавия

Рис. 1.9. Фигура епископа XII века, выполненная из зуба нарвала, Скандинавия

Рис. 1.10. Фигура коня, Испания XII в., слоновая кость

Рис. 1.11. Фигура королевы, Германия, XIII в., кость

Рис. 1.12. Шахматы Карла Великого IX-XI, реконструкция

Рис. 1.13. Шахматы Карла Великого IX-XI, слоновая кость

Рис. 1.14. Реконструкция шахмат из Лейпцига, оригинал – слоновая кость. XIV в., Германия

Рис. 1.15. Реконструкция шахмат из Лейпцига, оригинал – слоновая кость. XIV в., Германия

Стоит отметить еще одну интересную тенденцию по шахматным фигурам и их виду:

1. Король практически не потерпел изменений ни в правилах хода, ни во внешнем виде.

2. Ферзь (советник, визирь) примерно уже в первом европейском источнике (Versus de scachis, X в) преобразуется в королеву. Это более сообразно устройству общества в то время, женщина набирает власть и находится рядом со своим королем. Впоследствии она получит еще большую власть на поле (см. правила ниже). Интересный факт – по некоторым правилам пешка не могла стать королевой пока на доске есть фигура королевы того же цвета, «У короля не может быть 2-х жен» (но это скорее исключение, в большинстве источников упоминаются фигуры с одинаковым правилами хода, но с разными названиями, к примеру regina и ferzia). В другие фигуры пешки не превращались.

3. Слон преобразуется в епископа. Важную фигуру того времени. Епископы зачастую были не просто церковными иерархами, но к духовной власти прикладывалась власть светская. Вспомнить хотя бы архиепископов Кёльнских – носитель этого титула был одновременно и правителем большой области (в его подчинении был даже герцог Вестфальский), обладал большой церковной властью, но и являлся одним из 7-ми курфюрстов, тех, кто выбирал нового короля, а затем и императора. В немецком регионе эта фигура (в абстрактном варианте) могла выглядеть по-разному. В основном имела 2 рога наверху. На немецком языке эта фигура значится ‘l?ufer’, что значит «бегун».

4. Конь так же потерпел мало измений. На востоке конь считался более слабым животным, чем слон (животное), поэтому стоял за ним, а в европейской традиции конь становится рыцарем. Кстати, фигура епископа так же могла быть на коне.

5. Ладья – викарий короля, часто изображался со скипетрами , или в виде башни, или в виде буквы М, где два рога обозначают голову всадника и лошади на колеснице. Довольно сильная фигура, учитывая «ослабленные» по сравнению с современными ферзя и епископа. В арабском мире ладья изображалась кораблем, позже колесницей, а в средневековье превратилась в башню. По книге Альфонса X ладья – это шеренга солдат.

Пешка внешне имеет сильные различия. От пограничных камней до простых пеших воинов.

 

Правила хода фигур

Изначально я основывал свои знания на исследовании г-на Карола Гамилла (Carol Hamill). В своей статье он приводит ссылки на Versus de Scachis немецкого монаха 997г и текст Carmina Burana 1210 г. Но мне не удалось найти переводы с латыни этих текстов ( и даже частей, где говорится о шахматах). Самостоятельный перевод и исследование этих источников не дало положительного результата в понимании правил хода фигур ( в основном у меня вызывает сомнение утверждение г-на Керола относительно слона, который ходит на 3 клетки, в отличие от других источников, где слон прыгает на 2 клетки). В Carmina Burana в 210 поэме говорится о шахматах, и слово Alficus там встречается только 2 раза(за весь источник) и только в 210 поэме, из перевода я не нашел в этих местах правил хода этой фигуры.

Поэтому я привожу правила хода фигур по «Книге игр» Альфонса X (XIII в).

 

 

Король.

Может двигаться на 1 клетку в любую сторону. Правило рокировки не действует.

 

Королева.

Может ходить только на 1 клетку по диагонали. Так же в свой первый ход эта фигура может прыгнуть на 2 клетки вперед или по диагонали.

 

Епископ.

Может прыгать на 2 клетки в любую сторону по диагонали. При этом может встать всего в 8 клетках поля, включая ту на которой начинает.

 

Конь.

Ходит как современная фигура: Г – образно. То есть 2 клетки по горизонтали \ вертикали + 1 клетка по вертикали \ горизонтали.

 

Ладья.

Ходит как современная фигура, по вертикали или горизонтали на сколько угодно клеток до конца доски или др. препятствия.

 

Пешка.

Ходит как современная пешка. Захватывает чужие фигуры по диагонали вперед.

При достижении противоположного конца поля становится королевой (ферзем).

Пешка так же может сделать первый ход на 2 клетки, если они пустые(впереди и следующая).

Так же упоминаются «некотрые люди», которые играют так, что пешка может делать двойной шаг пока не захватит кого-нибудь.

 

В книге игр Альфонса 10 (XIII век) шахматы 8*8 представлены как основные, самые играемые и любимые по всему миру. Так же предлагается вариант игры – с игральной костью.

Игральная кость убыстряет ход игры, т.е. вы можете ходить только фигурой согласно выпавшему номеру. На поле 8*8 клеток это 6-гранный кубик. Соответствие выпавшему числу: 6 – король, 5 – ферзь, 4 – ладья, 3 – конь, 2 – слон, 1 – пешка. Если выпавшая фигура ходить не может или ее нет – ход переходит к сопернику. Вполнее реальнее играть с 2-3 кубиками.

 

Доски для игры

Были сделаны так же из разных материалов, но в основном это были не складные варианты из дерева. Исключение составляли доски-книги, т.к. духовному званию было особо запрещено играть в шахматы, доски маскировались под книги (я так полагаю, поле было внутри, в отличие от современных складных досок). Могли быть как раскрашенные доски (при этом в совершенно разные цвета: красно-белые, черно-белые, красно-синие и др.), так и нет.

 

Менталитет, закон и нравы

Шахматы очень распространились в средние века. Даже «стандартный набор» умений рыцаря включал обучение игре в шахматы.

Но интересный факт, что даже на одном из Вселенских Соборов они были запрещены (а это до VIII века). Запрещались они и в средние века Церковью, особенно духовным чинам.

Не редки были летальные исходы этой интеллектуальной игры, о чем сохранилось много письменных и графических источников. Игра могла закончиться проломленной мраморной доской головой одного из игроков, а то и массовым побоищем (как на одной французской миниатюре).

 Рис. 2.1. Французская миниатюра

 Но шахматы были и предметом философии. В одном средневековом трактате «Книге об обязанностях и нравах знати, или о шахматной игре» («Liber de moribus et officum nobilium, sive de ludo schaccario»), написанном доминиканским монахом Якопо ди Чессоли в конце XIII в., говорится о создании шахмат, как один мудрец учил царя уму-разуму; что шахматная доска – это город Вавилон (где они якобы и были придуманы), что 8 пешек олицетворяют 8 профессий простолюдина и т.д. Примечательно что данная книга была переведена на немецкий язык в конце XIII века Генрихом фон Берингеном (Heinrich von Beringen).

В книге Альфонса X представлена другая информация – что шахматы были изобретены в Индии одним из 3-х мудрецов царя(два остальных предложили кости и нарды). Но в рассказе о шахматах каждой фигуре уделяется особое внимание и объясняется кого она олицетворяет и почему так ходит ( к примеру пешка – обычный солдат, ходит на 1 клетку, т.к. пеший и несет оружие и доспехи, а захватывать может по-диагонали, т.к. когда воины стоят друг ко другу лицом, то хорошо защищены спереди, но более уязвимы от тех врагов, кто стоит сбоку).

 

Большие шахматы (шахматы с курьером)

Рис. 2.2. Большая шахматная доска с картины художника Лукаса ван Лейдена (Lucas van Leyden), 1508 г.

Отдельным пунктом хотелось бы упомянуть о т.н. «courier chess» — шахматам на поле 8х12 и с новыми фигурами, в которые играли в Европе, особенно в Германии, с 12 по 18 века.

Один из  источников на эту игру — работа 1508 г художника Лукаса ван Лейдена (Lucas van Leyden) — где изображено общество, играющее в эти шахматы.

Рис. 2.3. Работа 1508 г художника Лукаса ван Лейдена (Lucas van Leyden)

Но упоминания об этой игре есть с 1202 г. (Вирнт фон Гравебрг (Wirnt von Gravenberg) в его Романсе об Артуре (Arthurian romance)), далее в 1300 г. Генрих фон Беринген упоминает их в своем сочинении «Шахматы» (Heinrich von Beringen, Schachbuch) и др. упоминания (даты вы можете посмотреть на сайте по 9-й ссылке).

Давайте углубимся в отличия Курьерских шахмат.

Рис. 2.4. Современная реконструкция Курьерских шахмат

 

Во-первых, игра идет на поле 8х12 клеток (заметьте расцветку).

Во-вторых, на поле появляются новые фигуры.

Кто же они? Первый из них – это «курьер», который ходит как современный слон, и он так ценился, что был одной из самых высоких фигур. Так же были добавлены «мудрец» и «шут».

Разберем подробнее правила хода и размещения.

 

 

Король.

Ходит на одну клетку в любую сторону. Не может использовать рокировку. Как и современный король не должен быть захвачен чужими фигурами (мат).

 
 

Ладья.

Ходит на любое количество клеток по вертикали и горизонтали до конца доски или другой фигуры. Как и современная ладья.

 
 

Конь (рыцарь).

Ходит как современная фигура: Г – образно. То есть 2 клетки по горизонтали \ вертикали + 1 клетка по вертикали \ горизонтали.

 
 

Пешка.

Ходит как и современная фигура, но без первого двойного хода(кроме случая описанного ниже). Ход на 1 клетку вперед, захват чужой фигуры по диагонали вперед. При достижении конца доски может трансформироваться только в средневековую королеву.

 
 

Курьер.

Ходит как современный слон: на любое число клеток по диагонали, но не может перепрыгивать фигуры на своем пути. По имени этой фигуры и назван этот вид шахмат.

 

 
 

Епископ.

Может прыгать только на 2 клетки по диагонали. Не больше и не меньше, но может перепрыгнуть фигуру на своем пути. Итого он может встать только на 12 клеток доски 8х12.

 

 
 

Королева.

Ходит только на 1 клетку по диагонали. Сильно отличается от современного ферзя, но это стандартная фигура до XVI века.

 
 

Мудрец.

Ходит как король, но может быть съеден как любая другая фигура.

 
 

Шут.

Может ходить только на 1 клетку по вертикали или диагонали.

Начальная расстановка фигур на поле: P – пешка, R – Ладья, Kt – рыцарь, B – епископ, С – курьер, S – мудрец, J – шут, K – Король, Q – королева.

Заметьте что Мудрец, Король, Королева и Шут разных цветов стоят друг напротив друга. Король занимает поле своего цвета.

Начало игры: игроки делают по 4 начальных хода. Пешки перед ладьями и королевой ходят на 2 клетки вперед, так же и королева ходит на 2 клетки вперед, занимая место сразу за своей пешкой. После этого каждая фигура ходит в соответствии со своими правилами.

Захват фигур: Если фигура перемещается на клетку где стоит фигура противника — последняя убирается с поля. Все фигуры, кроме пешки (описано выше) захватывают вражеские фигуры своими обычными ходами.

Рис. 2.5. Начальная расстановка в Больших шахматах

 Если королю угрожает «захват» – то это т.н. «шах» – и следует устранить угрозу (переместив короля, заслонив его от нападающей фигуры, или захватив нападающую фигуру). Если королю сделан шах и нет возможности его избежать – то это т.н. «мат». Игра окончена в пользу поставившего мат.

Так же если создалась ситуация что королю нет прямой угрозы, но любой возможный ход своей фигуры ее создаст, то это т.н. «пат», партия так же окончена как и в ситуации с матом.

Когда пешка достигает противоположной стороны поля – она сразу же заменяется на королеву (относительно слабая фигура).

Так же может произойти ничья – если ни один из игроков не имеет преимущества, т.е. либо постоянно создаются такие условия, что ни один из игроков не делает решительных ходов (примерная расстановка фигур остается довольно долго), либо происходит зацикливание ходов.

 

Шахматы «Четыре времени года»

Игра описана в работе Альфонса X. Она рассчитана на 4-х игроков, где каждый представляет одно время года.

Рис. 2.6. Миниатюра из работы Альфонса X.

 

Начальная расстановка:

Играют на доске 8х8, имеющей 2 диагональные линии, пересекающих восемь центральных полей. Роль этих диагоналей вспомогательная, она показывает куда двигаться и захватывать пешкам.

Рис. 2.7. Начальная расстановка фигур в шахматах «Четыре времени года»

 

Ходы фигур:

Король, ладья и конь ходят как в классических шахматах. Слон прыгает на два поля по диагонали.

Пешки ходят как в классических шахматах, но без первого двойного шага. Двигаются пешки в разных направлениях. Например, красные пешки на а3 и b3 двигаются вниз, пешки на с1 и с2 двигаются направо.

Когда пешка достигает последней линии доски, она превращается в генерала. Генерал ходит на одно поле по диагонали.

Другие правила:

Игру начинают зеленые, далее против часовой стрелки (зеленый, красный, черный, белый). При этом в первый ход зеленые обязаны двигаться в сторону красных ( весна уступает место лету), красные в сторону черных, белые в сторону зеленых. Далее игроки могут ходить «в любую угодную им сторону».

 

Далее, каждый игрок должен сделать ставку. Так же каждый платит когда теряет фигуру или когда объявляется шах его королю (тому кто «съел» или объявил).

Когда же объявляется мат, то заматованный игрок обязан заплатить нападающему за все свои фигуры на доске, а после убрать их с нее. Из троих оставшихся первый пораженный оставляет на доске весь выигрыш + платит за каждую свою фигуру на доске. Из двух оставшихся игроков тот кто выигрывает – забирает все деньги с доски + последний проигравший платит ему за каждую свою фигуру на доске.

 

Вариант с игральными костями:

Кости используют для определения, какой фигурой игрок будет ходить. Если выпадает 6 можно ходить королем, если 4 – ладьей, 3 – конем, 2 – слоном и 1 – пешкой. Когда невозможно сделать ход выбранной фигурой, ход переходит к другому игроку.

Играть можно с двумя костями, чтобы игрок выбирал из двух выпавших чисел какой фигурой ему ходить.

Другие формы шахмат.

Как вариант классических шахмат 8*8 в книге Альфонса X предлагается т.н. девичьи шахматы, их отличие их правил схоже с современными шашечными поддавками. В этой статье не предполагается разворачивать вопрос обязательных(синоним) шахмат.

Так же в книге Альфонса X есть пояснение к шахматам на поле 12 на 12 клеток с такими фигурами как Единорог, Крокодил, птица Аанка и др, но перевод правил достаточно тяжел к восприятию и я не стану делать поспешных и ложных выводов по этой игре, т.е. она так же не рассматривается в моей работе.

Хотя Альфонс X  упоминает шахматы на других досках ( с 12, 10, 6 и 4 квадратами по одной стороне), в его работе нет сильного упора на описание этих форм, нет и пояснения состава фигур на досках, нет и возможных изменений по перемещениям фигур.

 

1. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. «Жизнь и развлечения в Средние века».

2. Cessolis, Jacobus de, Liber de moribus hominum et officiis nobilium ac popularium sive super ludo scachorum («Книга о человеческой морали и обязанностях дворян и простолюдинов»), так же известная как  Ludis Scacchorum, 1300 г. Италия, Латынь.

3. Alfonso X`s «Book of games» в переводе на англ. Sonja Musser.

4. Carmina Burana: An Annotated English Translation of No. CCII of Codex Lat. 4460 of the Staatsbibliothek of Munich: Ludus Scenicus De Nativitate Domini, Alphonsus L. Pakenha Loyola University, Chicago.

5. http://www.island.net/~hamill/all_things_medieval18.htm Carol Hamill.

6. http://ebay.com

7. http://bildindex.de

8. http://history.chess.free.fr/

9. http://courierchess.com

10. http://www.ancientchess.com

11. http://azartgames.gambler.ru/Chess/FourSeasonsChess.htm

12. http://clubliege.ru/library_games-new.html

 

Исторический клуб Кемпен (ранее клуб св. Димитрия) 2013, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.Димитрий Никитин

1400.xn--p1ai

Картинки шахматный рыцарь, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения шахматный рыцарь

Деревянные шахматы — стоковое фото

sergeypeterman

4928 x 3264

Поставить мат королю черный поражений белый — стоковое фотоСилуэты Рыцарей Белых Черных Шахмат Изолированные Черный Бизнес Концепции — стоковое фотоБизнесмен, играющий в шахматы — стоковое фотоРука бизнесмена, трогающая пешку, рассчитывает на шахматную доску — стоковое фотоШахматы — стоковое фотоРыцарь черный шахматы — стоковое фотоСтаринные деревянные шахматы — стоковое фотоЧерный рыцарь, стоящих перед белые шахматные фигуры — стоковое фото

imagedb_seller

5091 x 3431

Старая деревянная шахматная доска — стоковое фото

ViktoriaSapata

7360 x 4912

Стратегия бизнеса — стоковое фотоШахматная доска — стоковое фотоШахматы черный рыцарь вызовы Белые пешки — стоковое фотоРыцарь черный деревянные шахматы — стоковое фотоБелый король выигрывает шахматы игра сепии — стоковое фотоШахматная доска и некоторые фигуры на фоне Уоден — стоковое фотоБелые Деревянные Шахматы Король Рыцарь Епископ Сторонах Белом — стоковое фотоПомериться силами — стоковое фотоБизнесмен, играющий в шахматы — стоковое фотоБизнесмен, играя в шахматы игра выборочный фокус — стоковое фотоНабор векторных теней слонов eps10 — стоковое фотоБелый рыцарь — стоковое фотоОбрезанное Изображение Шахматная Доска Белые Сыры Штук Белой Поверхности — стоковое фотоБизнесмен, играющий в шахматы — стоковое фотоШахматы епископа — стоковое фотоШахматная Пешка, Король шахмат в зеркало reflrction — стоковое фотоМакросъемки рыцаря шахмат стекла на черном фоне — стоковое фотоШахматные фигуры на шахматной доске — стоковое фотоШахматными — стоковое фотоРыцари Белый Шахматы Доске Белый Бизнес Концепции — стоковое фотоБизнесмен, играющий в шахматы — стоковое фотоШахматы фон - мат — стоковое фотоСтекло шахматных фигур (тонированное синим цветом) — стоковое фотоШахматными — стоковое фото

Lenets_Tatsiana

4704 x 3200

Шахматная доска — стоковое фотоШахматная доска — стоковое фотоШахматные фигуры рыцари на шахматной доске — стоковое фото

ViktoriaSapata

7360 x 4912

Шахматы игра Черная Королева авансы — стоковое фотоШахматными — стоковое фотоШахматный конь в подводном мире — стоковое фотоФлаг контролера шахматной доски — стоковое фотоШахматной композиции с леди — стоковое фотоШахматные фигуры на шахматной доске — стоковое фото

ViktoriaSapata

7360 x 4912

Набор шахмат, изолированные на черный 3d визуализации — стоковое фотоШахматная доска во время игры — стоковое фотоВыбор шахматы — стоковое фотоИгра в шахматы — стоковое фото

BestPhotoStudio

2460 x 1637

Доспехи — стоковое фотоДеревянные шахматы игра — стоковое фотоШахматными — стоковое фотоЧерный и белый — стоковое фото

fisher.photostudio

7360 x 4912

Шахматные части установлены — стоковое фотоШахматная партия — стоковое фотоКрупный Бизнесмен Checkmating Короля Шахматной Фигуры Ладьей Деревянный Стол — стоковое фотоЗадумчивый человек перед его первый шахматный ход — стоковое фотоКрупным планом черный шахматный король фон 3d Иллюстрация — стоковое фото

ru.depositphotos.com

Квазары, Рыцари и Шахматный ковчег

«Гений всегда живет в народе,как искра в кремне».

Анатолий Виноградов

Есть в жизни вещи, события, которые словно подстерегают в переулках. Ты не думаешь о них, не ожидаешь, даже сознательно убегаешь порой, а они все равно настигают.

Так случилось и со мной в новогодне-рождественскую неделю. Настроившись, как и большинство людей, на праздничный елочно-мандариновый лад, наш небольшой семейный отряд отправился погостить в Минск. Ничто не предвещало новых шахматных эмоций, считанные новогодние супертурниры проходили вдалеке… Но, как говорится, «непредвиденное поражает сильнее».

Пролистывая афишу культурных мероприятий и раздумывая, какое из них выбрать, добралась до раздела «выставки». А там… «Мир шахмат» Григория Пашкова. Уже прочитав название, почувствовала, как по спине пробежал волнительный холодок. Мало того, что шахматных выставок в мире проходит считанное количество, так еще и фамилия скульптора, кажущаяся «своей» после Мемориала Таля, добавила красок. Решение было принято молниеносно: идем. Первым нашему взору в Музее современного искусства предстал «Корабль».

Несмотря на то, что стоял он чуть в отдалении, и, чтобы добраться до него, нужно было пройти мимо еще нескольких экспонатов, сложно было не отправиться прямиком к шахматному ковчегу.

Такой яркий, роскошный, цельный – прямо дух захватывает! В этот комплект, посвященный русско-турецкой войне, заложена интересная идея: по ходу партии, с тем, как сбитые фигуры уходят с поля, разрушаются корабли. Потеряла одна из сторон пешку-пушку – и в судне образуется пробоина. Нужно поскорее завершить бой, разрушить корабль противника, чтобы сохранить на плаву свой собственный.

Фигуры, высотой до 25 сантиметров, поражают своей вычурностью, разнообразием цветов, обилием мелких деталей. Сложно поверить, но каждая из них – абсолютно цельная, созданная из фарфора, драгоценных металлов и разноцветных глазурей. Прежде чем предстать перед нами в вышеизображенном виде, каждая фигурка проходит порядка десяти стадий обработки: вылепливается из пластилина, разбивается на детали, детали выполняются в керамике, соединяются, затем, уже цельной, фигурка проходит семь стадий обжига, и только потом скульптор приступает к нанесению рисунка. Итого на изготовление каждой фигуры уходит почти месяц, на комплект – несколько лет.

Григорий Пашков:«Корабль - это, наверное, самая яркая моя работа именно в визуальном плане. Тут я решил осветить события русско-турецкой войны второй половины 18 века, где основные военные действия происходили на море.  Кстати, именно корабль пользуется наибольшей популярностью у зрителей. Конечно, тут я горд тем, что смог в шахматах реализовать морскую тематику. Все-таки в классическом представлении шахматная битва - это что-то более наземное. А меня захватила идея сделать ряд пешек в виде составной кормы корабля, как воплощение идеи разрушения судна в процессе битвы. В результате бурного сражения корабли несут серьезные потери, и в конце партии представляют собой жалкое зрелище. Зато посмотрите, как ярко смотрятся турецкие войска вначале! Их мундиры пестрят наградами и золотой росписью – шикарно. Русское войско выглядит, конечно, более скромно в плане роскоши, но их мундиры также великолепны, и мы видим на них множество наград за боевые заслуги. Адмирал Ушаков спокоен и уверен в своих силах, и эта уверенность порождает тайное желание сыграть партию именно за русских. Кстати, тема кораблей меня достаточно сильно захватила, и я сейчас заканчиваю свою еще одну работу в этой тематике, которая будет называться "Цусима". Надеюсь, она понравится зрителям не меньше этой…»

Еще одним ярким впечатлением остался «Севастополь». Это тоже комплект, посвященный военной тематике. Название говорит само за себя – коллекция посвящена одной из самых кровопролитных битв девятнадцатого века (с двух сторон погибло боле 150 тысяч солдат), обороне Севастополя. Здесь кроме феноменального сходства фигур с генералами-действующими лицами сражения, бросается в глаза разнообразие пешек: каждая из них – отдельный образ, законченный фрагмент. В войске противостоящей коалиции одна половина фигур облачена во французские мундиры, вторая – в британские.

«Севастополь - одна из моих последних работ. Я попытался передать в ней дух того времени. Помните у Пушкина? "Там русский дух, тут Русью пахнет!".  На стороне российской армии царит некая мрачность, но при этом и уверенность в своих силах. Никакой обреченности! Тут мы видим главных героев защиты Севастополя. Вот, например, всегда уверенный в себе адмирал Нахимов, а вот бесстрашный матрос Кошка, а вот гений-инженер Тотлебен. Французы же под предводительством генерала Пелисье более праздные и беззаботные, но не менее грозные в своих намерениях, как, впрочем, и их британские союзники. В этой работе внимательный зритель  сможет рассмотреть детали, напоминающие о битвах под Балаклавой и Инкерманом. То есть  я постарался охватить всех главных героев и основные события, происходившие под Севастополем. Добавлю, что много времени и сил потребовалось на то, чтобы сделать абсолютные копии мундиров с обеих сторон со всеми нашивками и орденами. У многих моих знакомых "Севастополь" - самая любимая работа…».

Поддерживает историческую тему еще два комплекта шахмат: самый первый и, как следствие, наиболее дорогой автору  - «Бородино»,

строго-элегантный «Петр I»

и средневековый «Рыцарский турнир».

«Турнир», по признанию автора, самый сложный комплект из всех, которые ему приходилось делать. Каждая пешка-рыцарь имеет свою идею, лицо, доспехи. Поэтому на создание этой коллекции ушло рекордное количество времени – четыре года.

Есть шахматы, посвященные противостоянию мужчин и женщин – «Карнавал».

Есть совершенно космические «Квазары».

Иначе говоря – шахматы на любой вкус.

Невероятно, но Григорий Пашков впервые выставил результаты своего труда за целых двадцать лет. В том числе – перед шахматистами, к мнениям которых он относится с особым трепетом. Их отзывы и оценки он ожидает увидеть на страницах Chess-News.

«Я стараюсь вложить в шахматы не только все свои физические силы и отдать все свое время, но и обязательно вкладываю душу. Порой, во время работы не замечаешь, как от напряжения сводит скулы, мышцы… Работа поглощает тебя полностью. Наверное, только так возможно создать именно то, что задумал изначально…»

«Это моя первая выставка за двадцать лет. К пятидесяти годам начинаешь задумываться, а что же ты все-таки сделал в этой жизни значимого? Я понимал, что мои работы, скорее всего, заслуживают внимания публики, но, к сожалению, о них практически ничего неизвестно. Эта выставка для меня отличный шанс познакомить окружающих со своим творчеством. Жаль, что не получилось выставить все экспонаты, которых у меня двенадцать. Организаторы выставки изначально захотели видеть шахматы, связанные только с военной тематикой. Мне же  хотелось донести до зрителей весь спектр своих идей. Поэтому я выставил восемь комплектов (больше не позволило помещение) и сказал: убирайте те, которые вам не нравятся! Видимо таких экспонатов не нашлось, потому что было принято решение оставить всё...»

«Я не считаю себя чужим в мире шахмат. Хоть и играю в них на любительском уровне, я лично знаком с такими известными личностями, как, например, Исаак Линдер и Юрий Авербах. Было очень познавательно и полезно для работы пообщаться с такими умнейшими и интереснейшими собеседниками, понять, что можно вложить в душу той или иной фигуры. Ведь, например, в том же "Севастополе" было очень важно создать гармонию главных героев и фигур. Ферзи, слоны, кони, ладьи - все эти фигуры имеют свою душу и свой стиль, и исторический персонаж должен соответствовать этому стилю. К сожалению, сейчас я живу и работаю в отрыве от шахматной реальности. Работа занимает много времени и я зачастую узнаю о крупнейших шахматных событиях уже постфактум. Вот прошла олимпиада, а вот кубок мира. Буду очень рад, если с помощью Chess-News я смогу прорвать эту информационную блокаду, и показать свои экспонаты всему шахматному миру. Для начала, хотя бы на страницах сайта…»

www.chess-news.ru