Правила игры шведские шахматы (шведки). Шведские шахматы


Шведские шахматы

Шведские шахматы (оригинальное название "Bughouse", по-русски "багхаус", "шведки") — разновидность шахмат для четырех игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идет на двух досках, игроки одной команды играют на разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передается партнеру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

Быстрые ходы и передача фигур в шведских шахматах производят впечатление на незнакомых с игрой людей, отсюда название - bughouse (сумасшедший дом).

Как играть в шведские шахматы - правила

Играют две команды по два игрока. Одновременно ведется две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передает ее партнеру, играющему на другой доске. Срубленные партнером фигуры составляют так называемый "резерв". Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя ее, таким образом, в активную игру.

За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведется по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Особенности:

  • Правило "тронул - ходи" не используется. Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать ее партнеру до того, как переключит часы.
  • Матом признается только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом.
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передается противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил в игре шведки

Существуют модификации правил игры в шведские шахматы, используемые в разных клубах. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • выставление фигур и пешек с шахом или матом
  • выставление пешек на 2 и 7 горизонтали
  • порядок превращения пешки: 1) пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращенной пешки она переходит к партнеру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют; 2) при превращении пешки у соперников с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдается сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращенной фигуры она попадает в резерв как фигура.

 

Наиболее распространенными правилами являются:

  • Выставленной фигурой можно объявлять и шах, и мат.
  • Пешку можно выставлять на любую горизонталь, кроме первой и последней.
  • При превращении пешки фигура у соперника не забирается, просто пешка объявляется желаемой фигурой. При снятии превращенной пешки она передается противнику как пешка.

Данный вариант привил применяется и в клубе GAMBITER. 

Зависание и ожидание

Поскольку игра ведется на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учетом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привел к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определенную фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнера (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнер не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется "зависание". Очевидно, зависание может продолжаться не дольше, чем до истечения времени игрока.

Если позиция в партии такова, что после хода игрока противних ответным ходом неизбежно поставит мат, то единственная возможность избежать проигрыша — вынужденное зависание в надежде на то, что за оставшееся время партнер сможет победить на своей доске. Такое зависание называется "ожидание". Очевидно, если у соперника на другой доске осталось больше времени, чем у ожидающего игрока, он может добиться победы, если, в свою очередь, зависнет - время раньше истечет у ожидающего.

Переговоры

Для координации действий партнеров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнеры могут указывать на состояниие партии на своей доске, говорить, какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не мешать партнеру без необходимости. Типичные реплики партнеров в ходе переговоров: "я завис", "дай коня!", "мой ждет", возможны рекомендации типа "сиди, у нас время лучше" или "возьми слона", можно спрашивать мнение партнера о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, "можно мне разменять ферзей?"). Реплика "Мат на доске" - оповещение о выигрыше партии.

В переговорах часто разрешены даже прямые подсказки партнеру, то есть фразы, рекомендующие сделать конкретный ход, типа "выставь коня на c5". Однако, если по регламенту турнира прямые подсказки запрещены, то нарушителю может быть уменьшено время на часах или даже засчитано поражение.

Во всех случаях запрещено физически делать ходы за партнера и/или переключать его часы.

Контроль времени

Обе партии начинаются и ведутся одновременно, никаких специальных правил по синхронизации ходов на досках нет. Игра практически всегда ведется с контролем времени, для которого используется пара обычных шахматных часов (одни часы на доску). Контроль времени принципиально важен, поскольку, в отличие от шахмат, влияет на логику игры из-за наличия состояний зависания и ожидания. Обычно на партию дается не более 5 минут на игрока, чтобы при одновременном зависании на обеих досках не ждать долго, пока на одной из досок время истечет раньше. Во время игры игроки должны видеть показания часов соседней доски.

Среди любителей возможна игра и без контроля времени. В ней вводится правило "ход за ход": игрок, сделавший ход на одной доске, имеет право потребовать, чтобы следующий ход в игре сделал соперник, играющий на другой доске. Это вынужденная мера, чтобы исключить возможность "зависания" на обеих досках.

 

Теория дебютов в шведских шахматах

Из-за наличия в шведских шахматах элементов, связанных с контролем времени и взаимодействием игроков, чисто аналитическая теория, подобная теории классических шахмат, построена быть не может. Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причем не только наличные, но и те, которые могут появиться.

  • Фигура в резерве имеет бОльшую ценность, чем одноименная фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.

  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.

  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдает одну фигуру, поскольку его партнер получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной.

  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.

  • При наличии у партнера возможности быстрой победы, для которой необходима определенная фигура, игрок может действовать любым способом (даже путем многочисленных жертв и ухудшений позиции), чтобы получить требуемую фигуру, передать ее партнеру и зависнуть, дав партнеру возможность выиграть.

 

Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры в шведских шахматах. Если разрешен и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счет больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощренных способов атаки. Полный запрет за шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер.

www.gambiter.ru

Правила игры шведские шахматы (шведки)

Шведки (шведские шахматы, интернациональные наименования - bughouse или bug, реже - double bughouse) - увлекательная парная игра, в которой успешность игры пары зависит не только от умения разыгрывать позиции, возникающие на доске, но и от скоординированности действий партнёров.

В игре участвуют четыре игрока, разбитые на пары. Необходимый инвентарь - два полных комплекта шахмат, а при игре с ограниченным контролем времени - также два экземпляра шахматных часов. Побеждает пара, первой поставившая мат на любой из досок. Для общей победы по времени также достаточно просрочки хотя бы одного из соперников. Партнёры садятся за доски рядом друг с другом, причём в паре один играет белым цветом, а другой - чёрным. После каждой партии, как правило, происходит смена цвета и/или соперников.

На Гамблере после нажатия всеми игроками кнопки "Ещё партию" игроки одной из пар автоматически меняются местами друг с другом; при этом игроки второй пары остаются на прежнем месте, и цвет для них остаётся неизменным. Таким образом, если вы желаете поменять цвет, не меняясь соперниками, вам необходимо создать стол заново. Обе доски и "рукавы" (см. далее) должны быть на виду у игроков. Как правило, разрешены любые переговоры между партнёрами, кроме прямых подсказок ходов. Игра идёт по правилам обычных шахмат, за важным исключением: после каждого взятия фигуры и пешки, снятые вами с доски, передаются вашему партнёру, формируя так называемый "рукав". При своей очереди хода можно сделать ход по обычным шахматным правилам или воспользоваться "рукавом", выставляя одну любую фигуру из имеющихся в "рукаве" на любое без исключения свободное поле доски, или одну пешку на любое свободное поле доски, кроме 1-й и 8-й горизонталей.

Таковы международные правила bughouse. Однако на практике весьма распространён ряд модификаций шведок, связанных с дополнительными ограничениями на выставление фигур и пешек из "рукава". В частности, игроки могут договориться не выставлять фигуры с матом или даже с шахом и (или) оговорить запрет на выставление пешек не только на 1-ю и 8-ю, но и 7-ю горизонталь. На Гамблере можно играть в несколько наиболее распространённых в России модификаций шведок с ограничениями, выбирая варианты конвенций - "С матом: да/нет" и "Пешки на 7-ю: да/нет". По международным правилам, пешка, достигшая 8-й горизонтали, превращается в любую фигуру, кроме короля, в полном соответствии с шахматными правилами. Однако, если в дальнейшем такая фигура уничтожается, то она с момента взятия снова становится пешкой. Правила превращения, действующие в настоящее время на Gambler'е, существенно отличаются от международных: игрок, проведший пешку, должен снять с соседней доски любую фигуру оппонента своего партнёра, поставить её на место превращения своей пешки, а саму пешку отдать в "рукав" оппоненту своего партнёра.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на Гамблере после превращения пешки игра на обеих досках останавливается, пока не будет произведено снятие. Снятие производит не игрок, проведший пешку, а его партнёр, простым кликом на соответствующую фигуру своего оппонента. Передача пешки в "рукав" его оппоненту происходит автоматически.

www.gambler.ru

Шведские шахматы — Википедия

Шведские шахматы

Шве́дские ша́хматы (оригинальное название — «Bughouse chess», по-русски иногда используют транслитерацию «Багха́ус» или просторечное название «шведки») — разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на стоящих рядом разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

В шведские шахматы обычно играют с коротким контролем времени. Быстрые ходы и передача фигур производят впечатление на незнакомых с игрой людей, отсюда название bughouse (сумасшедший дом).

Правила

Общие

Играют две команды по два игрока. Одновременно ведётся две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв». Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её, таким образом, в активную игру. За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Ограничения и отличия от шахматных правил

  • Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать её партнёру только после того, как переключит часы. Нельзя брать в руки одновременно более одной фигуры.
  • Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, однако при этом он в принципе может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может зависнуть (см. ниже) до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом (то есть когда шах дан конём, либо дающая шах фигура стоит вплотную к королю, либо шах дан одновременно двумя фигурами, от которых невозможно закрыть короля одним ходом). Такое положение обозначается устойчивым словосочетанием «Мат на доске».
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил

Партия в шведские шахматы (анимация).

Существуют модификации правил, используемые в разных клубах и серверах в Интернете. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • Шах или мат при выставлении фигуры на доску.
    • Нельзя объявлять шах или мат.
    • Можно объявлять шах, но нельзя объявлять мат.
    • Можно объявлять и шах, и мат.
  • Выставление на доску пешки из резерва.
    • Можно выставлять на любое свободное поле, кроме первой и последней горизонтали.
    • Нельзя выставлять на вторую горизонталь (от игрока).
    • Нельзя выставлять на вторую и седьмую горизонталь.
    • На вторую (от игрока) горизонталь пешку можно выставлять только с шахом.
  • Порядок превращения пешки.
    • Пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращённой пешки она переходит к партнёру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют, ведь в короткой партии практически невозможно забыть, что данная пешка превращена, а при последующем взятии не приходится заменять фигуру обратно на пешку.
    • При превращении пешки у соперника с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки, а также, в некоторых вариантах, ферзя), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдаётся сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращённой фигуры она возвращается сопернику как фигура, а не как пешка.
Игра на трёх досках

В этом варианте играют команды по три человека на трёх досках. Проигравшей обычно считается команда, которая получила мат на «центральной» доске, либо на обеих «крайних» досках. После объявления мата на крайней доске игра не прекращается. Фигуры, находящиеся в момент мата на доске, не передаются в резерв и выходят из игры. Игроки за крайними досками имеют общий резерв. Основной целью участников команды за крайними досками зачастую становится снабжение центральной доски нужными фигурами, даже ценой получения мата. За центральной доской обычно играет самый опытный и сильный шахматист в команде.

Видео по теме

Особенности командной игры

Поскольку игра ведётся на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учётом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привёл к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

Зависание и ожидание

В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определённую фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнёра (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнёр не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется «зависание». Очевидно, зависание может продолжаться не дольше, чем до истечения времени игрока.

Если позиция в партии такова, что после хода игрока противник ответным ходом неизбежно поставит мат, то единственная возможность избежать проигрыша — вынужденное зависание в надежде на то, что за оставшееся время партнёр сможет победить на своей доске. Такое зависание называется «ожидание». Очевидно, если у соперника на другой доске осталось больше времени, чем у ожидающего игрока, он может добиться победы, если, в свою очередь, зависнет — время раньше истечёт у ожидающего.

Переговоры партнёров

Для координации действий партнёров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнёры могут указывать на состояние партии на своей доске, говорить, какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не мешать партнёру без необходимости. Типичные реплики партнёров в ходе переговоров: «Я завис», «Мне нужен конь», «Мой ждёт» (то есть противник говорящего находится в ожидании, так что теперь исход партии зависит от партнёра и от времени), возможны рекомендации типа «зависни, у нас время лучше» или «возьми слона», можно спрашивать мнение партнёра о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, «можно мне разменять ферзей?»). Реплика «Мат на доске» — оповещение о выигрыше партии.

В переговорах запрещены лишь прямые подсказки партнёру, то есть фразы, рекомендующие сделать конкретный ход, типа «пойди ферзём на g5» (хотя это правило применяется не всегда). За прямую подсказку, в зависимости от регламента турнира, может быть уменьшено время игрока или даже засчитано поражение. Кроме того, турнирные правила обычно рекомендуют сводить до минимума обмен репликами, не имеющими прямого отношения к сути игры.

Контроль времени

Обе партии начинаются и ведутся одновременно, никаких специальных правил по синхронизации ходов на досках нет. Игра практически всегда ведётся с контролем времени, для которого используется пара обычных шахматных часов (одни часы на доску). Контроль времени принципиально важен, поскольку, в отличие от шахмат, влияет на логику игры из-за наличия состояний зависания и ожидания. Обычно на партию даётся не более 5 минут на игрока, чтобы при одновременном зависании на обеих досках не ждать долго, пока на одной из досок время истечёт раньше. Во время игры игроки должны видеть показания часов соседней доски.

Возможна, хотя и редко практикуется, игра без контроля времени. В ней вводится правило «ход за ход» — игрок, сделавший ход на одной доске, имеет право (но не обязан) потребовать, чтобы следующий ход в игре сделал соперник, играющий на другой доске. Это вынужденная мера, чтобы исключить возможность возникновения ситуации, когда на обеих досках игроки зависли и партия не может продолжаться дальше. Тактически игра без контроля времени заметно отличается от обычной.

Теория

Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причём не только наличные, но и те, которые могут появиться.
  • Фигура в резерве имеет бо́льшую ценность, чем одноимённая фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать, что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.
  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.
  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные, считающийся в классических шахматах более-менее равноценным (слона за две пешки, или ладьи за слона и коня) чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдаёт одну фигуру, поскольку его партнёр получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной, получаемой партнёром противника.
  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.
  • При наличии у партнёра возможности быстрой победы, для которой необходима определённая фигура, игрок может действовать в «режиме камикадзе», делая заведомо проигрышный ход, чтобы получить требуемую фигуру, передать её партнёру и зависнуть, дав партнёру возможность выиграть.

Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры. Если разрешён и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счёт больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощрённых способов атаки. Полный запрет на шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер. Партии в таких играх обычно длятся дольше.

Распространение

В шведские шахматы играют во многих странах мира, хотя массово популярной эту игру назвать нельзя. В основном, любители играют в Интернете (самый известный и популярный сервер — FICS). Из международных очных соревнований наиболее известны турниры в Берлине (его иногда называют неофициальным чемпионатом Европы) и Женеве.

В России на 2005 год существовало около десятка клубов, объединяющих любителей шведских шахмат. Наиболее крупный — Шахматный клуб СПбГПУ им. М. М. Ботвинника. С 2001 года в этом клубе проводится чемпионат России.

Сообщества шведочников существуют в некоторых городах России и СНГ, а также на интернет-форумах. Проект BugHouse.ru (недоступная ссылка) призван объединить людей, играющих в шведские шахматы по всем видам правил.

17 апреля 2008 года прошёл Московский Шведочный Турнир, участвовало 48 человек (24 команды)[1]. Второй Московский Шведочный Турнир прошел 30 ноября 2008 года, участвовало 64 человека (32 команды)[2].

Другие варианты шведских шахмат

  • Extinction bughouse («вымирающие шведские шахматы») — игра ведётся по правилам шведских шахмат, но для победы достаточно взять у одного из соперников все одноимённые фигуры.
  • Crazyhouse — вариант для двух игроков, он существенно ближе к классическим шахматам.

Примечания

Литература

  • Manson Jr., John F.; Hoover, Todd (1992), Siamese Chess. How To Play...How to Win!, Farnsworth Enterprises, ASIN B0006PFGZS
  • Manson Jr., John F.; Hoover, Stephen Todd (2013), Bughouse Chess, How to Play...How to Win!, Farnsworth Press, ASIN B00EKPI7N8
  • Penn, David A.; Dizon, Rommel (1998), Comprehensive Bughouse Chess, Graham Cracker Studios, ISBN 0-9669806-0-3
  • von Zimmerman, Georg, ed. (2006), Bughouse Chess, Books on Demand GmbH, ISBN 3-8334-6811-4
  • Pritchard, D. B. (2007), Beasley, John, ed., The Classified Encyclopedia of Chess Variants, John Beasley, ISBN 978-0-9555168-0-1

Ссылки

www.wikipedia.green

Шведские шахматы - это... Что такое Шведские шахматы?

Шведские шахматы

Шве́дские ша́хматы (оригинальное название — «Bughouse chess», по-русски иногда используют транслитерацию «Багха́ус» или просторечное название «шведки») — разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

В шведские шахматы обычно играют с коротким контролем времени. Быстрые ходы и передача фигур производят впечатление на незнакомых с игрой людей, отсюда название bughouse (сумасшедший дом).

Правила

Общие

Играют две команды по два игрока.

Одновременно ведётся две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв». Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её, таким образом, в активную игру. За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Ограничения и отличия от шахматных правил

  • Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать её партнёру до того, как переключит часы. Нельзя брать в руки одновременно более одной фигуры.
  • Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, однако при этом он в принципе может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может зависнуть (см. ниже) до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом (то есть когда шах дан конём, либо дающая шах фигура стоит вплотную к королю, либо шах дан одновременно двумя фигурами, от которых невозможно закрыть короля одним ходом). Такое положение обозначается устойчивым словосочетанием «Мат на доске».
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил

Существуют модификации правил, используемые в разных клубах и серверах в Интернете. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • Шах или мат при выставлении фигуры на доску.
    • Нельзя объявлять шах или мат.
    • Можно объявлять шах, но нельзя объявлять мат.
    • Можно объявлять и шах, и мат.
  • Выставление на доску пешки из резерва.
    • Можно выставлять на любое свободное поле, кроме первой и последней горизонтали.
    • Нельзя выставлять на вторую горизонталь (от игрока).
    • Нельзя выставлять на вторую и седьмую горизонталь.
    • На вторую (от игрока) горизонталь пешку можно выставлять только с шахом.
  • Порядок превращения пешки.
    • Пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращённой пешки она переходит к партнёру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют, ведь в короткой партии практически невозможно забыть, что данная пешка превращена, а при последующем взятии не приходится заменять фигуру обратно на пешку.
    • При превращении пешки у соперника с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки, а также, в некоторых вариантах, ферзя), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдаётся сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращённой фигуры она возвращается сопернику как фигура, а не как пешка.

Наиболее распространённым вариантом правил являются правила сервера FICS.

  • Выставленной фигурой можно объявлять и шах, и мат.
  • Пешку можно выставлять на любую горизонталь, кроме первой и последней.
  • При превращении пешки фигура у соперника не забирается, просто пешка объявляется желаемой фигурой. При снятии превращённой пешки она передаётся противнику как пешка.

Так же довольно значитьльное распространение в России получили правила сайта Crasy Chess

Правила выставления фигур

  • Пешку нельзя выставлять на 1 и 8 горизонталь.
  • Разрешено выставлять фигуру с шахом.
  • Запрещено выставление фигуры с матом, если только соперник не может закрыться фигурой, взятой из «резерва».

Особенности превращенной пешки:

  • Пешка, дошедшая до 8(1) горизонтали может, как и в классических шахматах, превратиться в любую фигуру, кроме пешки и короля. Если превращенная пешка, была побита сразу же после превращения, т.е. следующим же ходом оппонента, то она переходит в «резерв» партнера в качестве пешки.
  • Если была побита в любой последующий ход - переходит в «резерв» той фигурой, в которую была превращена (конь, слон, ладья или ферзь).

Особенности командной игры

Зависание и ожидание

Поскольку игра ведётся на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учётом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привёл к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определённую фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнёра (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнёр не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется «зависание». Очевидно, зависание может продолжаться не дольше, чем до истечения времени игрока.

Если позиция в партии такова, что после хода игрока противник ответным ходом неизбежно поставит мат, то единственная возможность избежать проигрыша — вынужденное зависание в надежде на то, что за оставшееся время партнёр сможет победить на своей доске. Такое зависание называется «ожидание». Очевидно, если у соперника на другой доске осталось больше времени, чем у ожидающего игрока, он может добиться победы, если, в свою очередь, зависнет — время раньше истечёт у ожидающего.

Переговоры партнёров

Для координации действий партнёров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнёры могут указывать на состояние партии на своей доске, говорить, какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не мешать партнёру без необходимости. Типичные реплики партнёров в ходе переговоров: «Я завис», «Мне нужен конь», «Мой ждёт» (то есть противник говорящего находится в ожидании, так что теперь исход партии зависит от партнёра и от времени), возможны рекомендации типа «зависни, у нас время лучше» или «возьми слона», можно спрашивать мнение партнёра о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, «можно мне разменять ферзей?»). Реплика «Мат на доске» — оповещение о выигрыше партии.

В переговорах запрещены лишь прямые подсказки партнёру, то есть фразы, рекомендующие сделать конкретный ход, типа «пойди ферзём на g5» (хотя это правило применяется не всегда). За прямую подсказку, в зависимости от регламента турнира, может быть уменьшено время игрока или даже засчитано поражение. Кроме того, турнирные правила обычно рекомендуют сводить до минимума обмен репликами, не имеющими прямого отношения к сути игры.

Контроль времени

Обе партии начинаются и ведутся одновременно, никаких специальных правил по синхронизации ходов на досках нет. Игра практически всегда ведётся с контролем времени, для которого используется пара обычных шахматных часов (одни часы на доску). Контроль времени принципиально важен, поскольку, в отличие от шахмат, влияет на логику игры из-за наличия состояний зависания и ожидания. Обычно на партию даётся не более 5 минут на игрока, чтобы при одновременном зависании на обеих досках не ждать долго, пока на одной из досок время истечёт раньше. Во время игры игроки должны видеть показания часов соседней доски.

Возможна, хотя и редко практикуется, игра без контроля времени. В ней вводится правило «ход за ход» — игрок, сделавший ход на одной доске, имеет право (но не обязан) потребовать, чтобы следующий ход в игре сделал соперник, играющий на другой доске. Это вынужденная мера, чтобы исключить возможность возникновения ситуации, когда на обеих досках игроки зависли и партия не может продолжаться дальше. Тактически игра без контроля времени заметно отличается от обычной.

Теория

Из-за наличия в шведских шахматах элементов, связанных с контролем времени и взаимодействием игроков, чисто аналитическая теория, подобная теории классических шахмат, построена быть не может. Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причём не только наличные, но и те, которые могут появиться.
  • Фигура в резерве имеет бо́льшую ценность, чем одноимённая фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать, что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.
  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.
  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные, считающийся в классических шахматах более-менее равноценным (слона за две пешки, или ладьи за слона и коня) чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдаёт одну фигуру, поскольку его партнёр получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной, получаемой партнёром противника.
  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.
  • При наличии у партнёра возможности быстрой победы, для которой необходима определённая фигура, игрок может действовать в «режиме камикадзе», делая заведомо проигрышный ход, чтобы получить требуемую фигуру, передать её партнёру и зависнуть, дав партнёру возможность выиграть.

Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры. Если разрешён и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счёт больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощрённых способов атаки. Полный запрет на шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер. Партии в таких играх обычно длятся дольше.

Распространение

В шведские шахматы играют во многих странах мира, хотя массово популярной эту игру назвать нельзя. В основном, любители играют в Интернете (самый известный и популярный сервер — FICS). Из международных очных соревнований наиболее известны турниры в Берлине (его иногда называют неофициальным чемпионатом Европы) и Женеве.

В России на 2005 год существовало около десятка клубов, объединяющих любителей шведских шахмат. Наиболее крупный — Шахматный клуб СПбГПУ им. М. М. Ботвинника. С 2001 года в этом клубе проводится чемпионат России.

Сообщества шведочников существуют в некоторых городах России и СНГ, а также на интернет-форумах. Проект BugHouse.ru призван объединить людей, играющих в шведские шахматы по всем видам правил.

17 апреля 2008 года прошёл Московский Шведочный Турнир, участвовало 48 человек (24 команды)[1]. Второй Московский Шведочный Турнир прошел 30 ноября 2008 года, участвовало 64 человека (32 команды)[2].

Другие варианты шведских шахмат

  • Extinction bughouse («вымирающие шведские шахматы») — игра ведётся по правилам шведских шахмат, но для победы достаточно взять у одного из соперников все одноимённые фигуры.
  • Crazyhouse — вариант для двух игроков, он существенно ближе к классическим шахматам.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Шведские шахматы. Правила игры в шведские шахматы на шахматной доске.

Шахматы "неисчезалки" - "шведские" шахматы

Создано 18.10.2012 11:52

Автор: Костров В.В.   

А вот и еще одна невероятно популярная игра на шахматной доске под названием шахматные неисчезалки, которую также иногда называют шведскими шахматами, ну или просто шведками.

Грустно видеть, как некоторые фигуры, только начав шахматное сражение, исчезают с доски и с завистью смотрят на своих коллег, которые ещё продолжают шахматную битву. А происходит это по вине их полководцев, то есть вас.

Так может не стоит фигуры так наказывать, а оставить в игре? Пускай навоюются, сколько их душе угодно. Единственное, хоть и небольшое для них наказание — это упрятать «побитые» фигуры на самые неудобные места, чтобы подольше оттуда выбирались.

Так что в этой игре можно смело жертвовать даже ФЕРЗЕЙ — всё равно никуда не исчезнут.

Советы по игре в шведские шахматы

Получайте один совет. Всё, что съели у противника, постарайся спрятать — закупорить как можно подальше. Самое «удобное» место для ПЕШЕК — это боковые вертикали. Побитые фигуры противника «прячьте» либо в самый угол, либо на прежние места, пусть снова вылезают. Старайтесь внести беспорядок и хаос в ряды вражеского войска. Чем ему хуже, — тем вам лучше!

Шведские шахматы

Последний ход чёрных:1. ... Фd8:d2+ (чёрные съели пешку d2 и отправили ту на h5).

Белые отвечают:2. Сс1:d2 (и отправляют чёрного Ферзя обратно на d8).

2. ... Фd8:d2+ (неугомонный Ферзь снова вылезает вперёд и прячет белого Слона на b1 — теперь у белых аж два белопольных Слона. Значит надо чёрного Ферзя запрятать подальше, чтобы он не смог больше вредить белым. Только вот куда?!

Вот такая игра «НЕИСЧЕЗАЛКИ–ВРЕДИЛКИ». Давайте «повредим» друг другу немножко!

Шахматисты-разрядники очень любят поиграть в «ШВЕДКИ-ПЕРЕДАВАЛКИ». Для этого берутся две шахматных доски, два шахматных набора фигур и, естественно, «берутся» по два игрока с каждой стороны.

Каждая команда играет одновременно чёрными и белыми фигурами. Всё, что съел партнёр у своего противника, незамедлительно ПЕРЕДАЁТСЯ товарищу по команде и тот, при желании, может воспользоваться этими фигурами.

За один ход можно либо передвинуть любую фигуру, либо поставить на доску любую фигуру из переданных. Выигрывает та команда, которая первая поставит мат Королю противника на любой из двух досок.

Правила игры в шведские шахматы

Правила игры в «ШВЕДКИ» самые различные. Перед игрой Партнёры обязательно должны договориться.

В основном, накладываются ограничения, куда ставить ПЕРЕДАННЫЕ фигуры. Например, одни играют в «ШВЕДКИ», где нельзя ставить фигуры с ШАХОМ или МАТОМ. У других фигуры ставятся на любое поле!

Пешки нельзя ставить далее 6(3)-й горизонта-ли. Вопросы возникают и при превращении ПЕШКИ. Понятно, что на доске, где ПЕШКА превратилась — это ФЕРЗЬ. А вот кем он будет, если ПЕШКУ-ФЕРЗЯ съедят и передадут партнёру? Вероятно, правильнее её считать ПЕШКОЙ. Всё же ваш соперник на другой доске не проводил её в ФЕРЗИ!

Многие играют без всяких ограничений!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора и сайт запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеет автор Костров Всеволод Викторович. С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Добавить комментарий

chessdeti.ru

Шведские шахматы — WiKi

Шведские шахматы

Шве́дские ша́хматы (оригинальное название — «Bughouse chess», по-русски иногда используют транслитерацию «Багха́ус» или просторечное название «шведки») — разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на стоящих рядом разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

В шведские шахматы обычно играют с коротким контролем времени. Быстрые ходы и передача фигур производят впечатление на незнакомых с игрой людей, отсюда название bughouse (сумасшедший дом).

Правила

Общие

Играют две команды по два игрока. Одновременно ведётся две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв». Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её, таким образом, в активную игру. За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Ограничения и отличия от шахматных правил

  • Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать её партнёру только после того, как переключит часы. Нельзя брать в руки одновременно более одной фигуры.
  • Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, однако при этом он в принципе может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может зависнуть (см. ниже) до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом (то есть когда шах дан конём, либо дающая шах фигура стоит вплотную к королю, либо шах дан одновременно двумя фигурами, от которых невозможно закрыть короля одним ходом). Такое положение обозначается устойчивым словосочетанием «Мат на доске».
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил

  Партия в шведские шахматы (анимация).

Существуют модификации правил, используемые в разных клубах и серверах в Интернете. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • Шах или мат при выставлении фигуры на доску.
    • Нельзя объявлять шах или мат.
    • Можно объявлять шах, но нельзя объявлять мат.
    • Можно объявлять и шах, и мат.
  • Выставление на доску пешки из резерва.
    • Можно выставлять на любое свободное поле, кроме первой и последней горизонтали.
    • Нельзя выставлять на вторую горизонталь (от игрока).
    • Нельзя выставлять на вторую и седьмую горизонталь.
    • На вторую (от игрока) горизонталь пешку можно выставлять только с шахом.
  • Порядок превращения пешки.
    • Пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращённой пешки она переходит к партнёру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют, ведь в короткой партии практически невозможно забыть, что данная пешка превращена, а при последующем взятии не приходится заменять фигуру обратно на пешку.
    • При превращении пешки у соперника с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки, а также, в некоторых вариантах, ферзя), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдаётся сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращённой фигуры она возвращается сопернику как фигура, а не как пешка.
Игра на трёх досках

В этом варианте играют команды по три человека на трёх досках. Проигравшей обычно считается команда, которая получила мат на «центральной» доске, либо на обеих «крайних» досках. После объявления мата на крайней доске игра не прекращается. Фигуры, находящиеся в момент мата на доске, не передаются в резерв и выходят из игры. Игроки за крайними досками имеют общий резерв. Основной целью участников команды за крайними досками зачастую становится снабжение центральной доски нужными фигурами, даже ценой получения мата. За центральной доской обычно играет самый опытный и сильный шахматист в команде.

Особенности командной игры

Зависание и ожидание

Поскольку игра ведётся на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учётом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привёл к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определённую фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнёра (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнёр не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется «зависание». Очевидно, зависание может продолжаться не дольше, чем до истечения времени игрока.

Если позиция в партии такова, что после хода игрока противник ответным ходом неизбежно поставит мат, то единственная возможность избежать проигрыша — вынужденное зависание в надежде на то, что за оставшееся время партнёр сможет победить на своей доске. Такое зависание называется «ожидание». Очевидно, если у соперника на другой доске осталось больше времени, чем у ожидающего игрока, он может добиться победы, если, в свою очередь, зависнет — время раньше истечёт у ожидающего.

Переговоры партнёров

Для координации действий партнёров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнёры могут указывать на состояние партии на своей доске, говорить, какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не мешать партнёру без необходимости. Типичные реплики партнёров в ходе переговоров: «Я завис», «Мне нужен конь», «Мой ждёт» (то есть противник говорящего находится в ожидании, так что теперь исход партии зависит от партнёра и от времени), возможны рекомендации типа «зависни, у нас время лучше» или «возьми слона», можно спрашивать мнение партнёра о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, «можно мне разменять ферзей?»). Реплика «Мат на доске» — оповещение о выигрыше партии.

В переговорах запрещены лишь прямые подсказки партнёру, то есть фразы, рекомендующие сделать конкретный ход, типа «пойди ферзём на g5» (хотя это правило применяется не всегда). За прямую подсказку, в зависимости от регламента турнира, может быть уменьшено время игрока или даже засчитано поражение. Кроме того, турнирные правила обычно рекомендуют сводить до минимума обмен репликами, не имеющими прямого отношения к сути игры.

Контроль времени

Обе партии начинаются и ведутся одновременно, никаких специальных правил по синхронизации ходов на досках нет. Игра практически всегда ведётся с контролем времени, для которого используется пара обычных шахматных часов (одни часы на доску). Контроль времени принципиально важен, поскольку, в отличие от шахмат, влияет на логику игры из-за наличия состояний зависания и ожидания. Обычно на партию даётся не более 5 минут на игрока, чтобы при одновременном зависании на обеих досках не ждать долго, пока на одной из досок время истечёт раньше. Во время игры игроки должны видеть показания часов соседней доски.

Возможна, хотя и редко практикуется, игра без контроля времени. В ней вводится правило «ход за ход» — игрок, сделавший ход на одной доске, имеет право (но не обязан) потребовать, чтобы следующий ход в игре сделал соперник, играющий на другой доске. Это вынужденная мера, чтобы исключить возможность возникновения ситуации, когда на обеих досках игроки зависли и партия не может продолжаться дальше. Тактически игра без контроля времени заметно отличается от обычной.

Теория

Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причём не только наличные, но и те, которые могут появиться.
  • Фигура в резерве имеет бо́льшую ценность, чем одноимённая фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать, что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.
  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.
  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные, считающийся в классических шахматах более-менее равноценным (слона за две пешки, или ладьи за слона и коня) чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдаёт одну фигуру, поскольку его партнёр получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной, получаемой партнёром противника.
  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.
  • При наличии у партнёра возможности быстрой победы, для которой необходима определённая фигура, игрок может действовать в «режиме камикадзе», делая заведомо проигрышный ход, чтобы получить требуемую фигуру, передать её партнёру и зависнуть, дав партнёру возможность выиграть.

Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры. Если разрешён и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счёт больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощрённых способов атаки. Полный запрет на шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер. Партии в таких играх обычно длятся дольше.

Распространение

В шведские шахматы играют во многих странах мира, хотя массово популярной эту игру назвать нельзя. В основном, любители играют в Интернете (самый известный и популярный сервер — FICS). Из международных очных соревнований наиболее известны турниры в Берлине (его иногда называют неофициальным чемпионатом Европы) и Женеве.

В России на 2005 год существовало около десятка клубов, объединяющих любителей шведских шахмат. Наиболее крупный — Шахматный клуб СПбГПУ им. М. М. Ботвинника. С 2001 года в этом клубе проводится чемпионат России.

Сообщества шведочников существуют в некоторых городах России и СНГ, а также на интернет-форумах. Проект BugHouse.ru (недоступная ссылка) призван объединить людей, играющих в шведские шахматы по всем видам правил.

17 апреля 2008 года прошёл Московский Шведочный Турнир, участвовало 48 человек (24 команды)[1]. Второй Московский Шведочный Турнир прошел 30 ноября 2008 года, участвовало 64 человека (32 команды)[2].

Другие варианты шведских шахмат

  • Extinction bughouse («вымирающие шведские шахматы») — игра ведётся по правилам шведских шахмат, но для победы достаточно взять у одного из соперников все одноимённые фигуры.
  • Crazyhouse — вариант для двух игроков, он существенно ближе к классическим шахматам.

Примечания

Литература

  • Manson Jr., John F.; Hoover, Todd (1992), Siamese Chess. How To Play...How to Win!, Farnsworth Enterprises, ASIN B0006PFGZS
  • Manson Jr., John F.; Hoover, Stephen Todd (2013), Bughouse Chess, How to Play...How to Win!, Farnsworth Press, ASIN B00EKPI7N8
  • Penn, David A.; Dizon, Rommel (1998), Comprehensive Bughouse Chess, Graham Cracker Studios, ISBN 0-9669806-0-3
  • von Zimmerman, Georg, ed. (2006), Bughouse Chess, Books on Demand GmbH, ISBN 3-8334-6811-4
  • Pritchard, D. B. (2007), Beasley, John, ed., The Classified Encyclopedia of Chess Variants, John Beasley, ISBN 978-0-9555168-0-1

Ссылки

ru-wiki.org

Шведские шахматы Википедия

Шведские шахматы

Шве́дские ша́хматы (оригинальное название — «Bughouse chess», по-русски иногда используют транслитерацию «Багха́ус» или просторечное название «шведки») — разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на стоящих рядом разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

В шведские шахматы обычно играют с коротким контролем времени. Быстрые ходы и передача фигур производят впечатление на незнакомых с игрой людей, отсюда название bughouse (сумасшедший дом).

Правила[ | код]

Общие[ | код]

Играют две команды по два игрока. Одновременно ведётся две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв». Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её, таким образом, в активную игру. За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Ограничения и отличия от шахматных правил[ | код]

  • Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать её партнёру только после того, как переключит часы. Нельзя брать в руки одновременно более одной фигуры.
  • Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, однако при этом он в принципе может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может зависнуть (см. ниже) до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом (то есть когда шах дан конём, либо дающая шах фигура стоит вплотную к королю, либо шах дан одновременно двумя фигурами, от которых невозможно закрыть короля одним ходом). Такое положение обозначается устойчивым словосочетанием «Мат на доске».
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил[ | код]

Партия в шведские шахматы (анимация).

Существуют модификации правил, используемые в разных клубах и серверах в Интернете. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • Шах или мат при выставлении фигуры на доску.
    • Нельзя объявлять шах или мат.
    • Можно объявлять шах, но нельзя объявлять мат.
    • Можно объявлять и шах, и мат.
  • Выставление на доску пешки из резерва.
    • Можно выставлять на любое свободное поле, кроме первой и последней горизонтали.
    • Нельзя выставлять на вторую горизонталь (от игрока).
    • Нельзя выставлять на вторую и седьмую горизонталь.
    • На вторую (от игрока) горизонталь пешку можно выставлять только с шахом.
  • Порядок превращения пешки.
    • Пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращённой пешки она переходит к партнёру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют, ведь в короткой партии практически невозможно забыть, что данная пешка превращена, а при последующем взятии не приходится заменять фигуру обратно на пешку.
    • При превращении пе

ru-wiki.ru